Управление обществом путём создания новой социальной элиты

Ниже мы рассматривали, в основном, только ошибки, допущенные человечеством в своём развитии, которые сделали вполне реальной очередную гибель нашей цивилизации. Остаётся надеяться, что она не стала ещё объективно неизбежной. Существование такой надежды подкрепляется очень важными историческими открытиями, сделанными человечеством на протяжении последних двух-трёх тысячелетий, после того, когда оно осознало себя, как единственный вид органической материи, обладающей сознанием:

− создание движущих сил экономического развития, позволившее объединить возможности человеческого разума с природной энергией и создать систему производительных сил, потенциально способную полностью обеспечить научно обоснованные потребности человеческого общества;

− образование системы натурального хозяйства, при которой ещё очень низкий уровень развития производительных сил в значительной мере компенсировался почти "идеальной" системой социальных отношений;

− образование системы товарного производства, предусматривавшей работу всего данного человеческого сообщества на "общий котёл" и создавшее условия для постоянного роста производительности труда;

− открытие новой формы человеческих отношений, "юридическое лицо", образовавшей совокупный человеческий капитал, основанный на профессионализме, и создание организационно-правовой формы взаимодействия экономических партнёров – участников юридического лица, не связанных семейными отношениями, как это было в недавнем прошлом;

− постоянное увеличение численности человеческих сообществ ("видов"), открывшее безграничные возможности совокупного человеческого капитала, неизбежно ограниченные у каждой отдельной особи и у вида, ограниченного размерами семьи или племени;

− открытие понятия "право", позволяющее при правильном его понимании и применении, создать преграду для проявления антиобщественных интересов, которые, как показывает практика, не имеют естественных преград в сознании отдельного человека.

− формирование понятия "демократия", позволяющее (в сочетании с профессионализмом) в максимальной степени использовать человеческий капитал каждого члена общества;.

− использование роли общественной элиты, как единственно возможной практической формы управления многомиллионными сообществами особей;

− открытие роли человеческого сознания Человеческое сознание – это необыкновенная способность, которой в разной степени обладают лишь представители одного вида органической материи, хотя процесс эффективного использования человеком этой способности пока ещё не изучен.

Обладание сознанием, как это показывает сравнительно небольшой опыт существования земной цивилизации, ещё не гарантирует её естественного поступательного развития. Отсутствие общественного сознания и наличие психологических факторов, воздействующих на каждую отдельную личность, не зависимо от сознания, способно привести к тупиковому развитию цивилизации.

Достижения человеческого разума бесспорны. Но отсутствие чего-либо подобного человеческому разуму у человеческого сообщества, как данного человеческого вида и несовершенство отдельной человеческой особи, в которой рассудок часто не способен противостоять психологическому воздействию собственных потребностей и желаний, могло привести и чаще всего приводило к действиям, учитывающим только интересы данной личности и противоречащим интересам всего человечества.

Так произошло и с 9-ю вышеперечисленными открытиями, вполне заслуживающими эпитета "величайшие", как, впрочем, и со многими другими. Ошибкой всего человечества стало создание мощной политической, экономической, законодательной и морально-правовой основы, призванной подтвердить первичность интересов личности. Эта ошибка лежала и лежит в основе почти всех преступных деяний, которыми так богата человеческая история.

Остановимся на проблеме, связанной с образованием общественной элиты. Классовая психология, которую тоже правомерно отнести к числу величайших ошибок человечества, помешала (и продолжает мешать) объективному восприятию роли этой формы в развитии человечества. А роль элиты значительно выше, чем роль формальных управляющих органов, царей, королей, парламентов и правительств.

Пример тому – наша собственная история. Пятьсот лет существования на Руси дворянского сословия (примерно, XIV-XIX века) – это был период, в основном, уверенного поступательного развития российского общества. Кроме того, это был единственный период, когда участник экономической деятельности, в данном случае, крестьянин, в том числе и крепостной, признавался и формально собственником созданной им продукции. Дворянская "элита" образовалась из защитников отечества. Но создание дворянской элиты – это не царская прихоть, а веление времени. И создавалась она из военных-профессионалов, служивших пожизненно и нередко передававших свои обязанности своим детям, в которых они воспитывали соответствующие моральные принципы (т.е. формировали соответствующий человеческий капитал, становясь "наставниками" и неся за этот процесс моральную ответственность). Первоначально такой задачей была защита отечества, к чему они и готовились. Но поскольку благодаря созданию дворянства удалось создать категорию людей, обладавших достаточно высоким человеческим капиталом, именно дворянам стали поручать решение наиболее сложных задач. Опыт многовекового существования российского дворянства имеет и светлые и тёмные стороны. Светлых неизмеримо больше. Но существование элит – это и мировой опыт. И он позволяет сделать вывод, "проверенный веками":

Для решения сложной и важной системы задач, которые существуют веками, требующей от человека, решающего эти задачи, особых способностей и знаний, а так же для осознания самих задач и определения их приоритетности, требуется создание специальной системы подготовки тех членов общества, которым доведётся осуществлять выработку и решение задач, связанных с развитием человеческих сообществ в государственном и мировом масштабах.

В данном случае речь идёт об управлении человеческим сообществом. Эта задача не проста уже сама по себе. Пока остаётся "висящим в воздухе" важнейший вопрос о правовых отношениях личности и общества и приоритете их интересов в частности, в экономике. В таком же положении находится и вопрос о расчистке "авгиевых конюшен" современного общества от колоссальных нагромождений интеллектуального мусора, который накопился в нём, в основном, за последние 300 лет. Самое большое, что может сделать современное человечество для будущего – это предоставить будущей элите возможность осуществлять свою деятельность в экономике и политике, условно говоря, "с чистого листа".

Как можно представить себе образование этой будущей элиты? Начинать комплектование и подготовку этого будущего контингента, наверное, нужно ещё с потенциальных членов общества, т.е. с тех, кто сегодня ещё ходит в школу. Хотя среди потенциальной элиты должны быть люди разных возрастов, уже обладающие жизненным опытом. Предварительный отбор по различным параметрам, последующий отсев в процессе испытаний, практика, опыт – всего на это потребуется лет 15-20. А, фактически, человек, на подготовку которого тратится столько усилий и времени, должен посвятить этому процессу всю свою жизнь. И это не "выбор специальности", выбор образа жизни, превращающейся в одну сплошную обязанность. Уместно ли применять к такому человеку термин "свободен"? Если ты показал способности умелого руководителя или наставника, то забудь о "своих интересах" и отдай этому делу всю свою жизнь, даже если в тебе гибнет потенциальный пианист. Ведь "свобода - это осознанная объективная необходимость" (т.е. необходимость с точки зрения всего человечества). И первейший долг каждого представителя элиты применять к самому себе всё то, что ты считаешь разумным и правильным для других лиц. Уверены, что настоящей элитой только такой подход и может восприниматься, как "свободный". Ещё одна особенность нашего понимания роли новой элиты. Это должны быть незаурядные личности, понимающие свою роль и обладающие высокоразвитым чувством долга. За время своей длительной подготовки они должны полностью осознать естественные законы развития органической материи, научиться увязывать их с развитием думающей материи, какой является человечество, осознать естественные пороки человеческой личности и действующего законодательства, осознать свою роль в будущем человеческом обществе. Роль в качестве лиц, определяющих и постановку задач, и осуществляющих их документальную разработку, и принимающих законы и обеспечивающих их выполнение. Это разные задачи, но в жизни им придётся заниматься многим. Впрочем, чем заниматься, и как заниматься – это их прерогатива.

Все руководители государств, всегда обладающие таким опытом, которого не имеют другие, должны постоянно участвовать в подготовке этого контингента в различном качестве, а все будущие представители элиты должны практически участвовать во всех видах деятельности, которую относят к "государственной".

Возможно кого-то "коробит" сама задача "создания элиты". Создаём новую элиту? Да, создаём. Но, как показывает исторический опыт, она всё равно образуется стихийно и существует в любом крупном человеческом сообществе. Причём, иногда в состав элиты попадают лица только благодаря своему материальному положению. И это много хуже той сословной элиты, которая существовала в эпоху феодализма. Но в данном случае мы создаём её целенаправленно и с применением любых методов оценки потенциального человеческого капитала, которым обладает данный член общества. Возможно, это и не гарантирует общество от коррупции, но уменьшает такую возможность. Кроме того, элита должна находиться на государственном обеспечении, высокий уровень которого делает не нужным какое-либо "самообеспечение" данного члена общества. А, поскольку, "ненужным", то и "недопустимым".

Создаём "с запасом", так как приобретённые человеком знания и способности всегда найдут себе применение. Но мы отбираем не царя-батюшку или президента, а несколько десятков тысяч будущих руководителей. Возможно, ещё несколько сотен тысяч (для начала) наставников, если система наставничества приживётся. Именно из такой элиты должны избираться и участники Федерального Собрания, и назначаться члены Правительства и участники тех органов, которые будут готовить всевозможные законодательные акты, начиная с Конституции и Прав и обязанностей члена общества.

Преимущества этой элиты – только в знаниях и способностях, которыми обладают её представители. Их жизнь обеспечивает общество. Возможно через 100-200 лет по тем же критериям можно будет осуществить подготовку человеческого капитала всех или большинства членов общества, но современному обществу это ещё недоступно. Предлагаемые меры по развитию человеческого капитала – это "объективная необходимость". Так воспользуемся этой "свободой" и будем этой объективной необходимостью руководствоваться.

Человеческий ум неисчерпаем. Но только как человеческий ум всего сообщества. А человеческий ум одного человека, даже самого гениального в определённой сфере, неизбежно ограничен. Современный компьютер частично решает эту задачу. Хотя уже сегодня можно видеть, что рассматривать "свободу информации", как безусловное "благо" уже неуместно, хотя, возможно 100 лет тому назад ещё было именно так. Информация – это особая сфера деятельности, в которой человечество тоже подошло к определённому рубежу, за которым многие вопросы требуют иного подхода и иных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: