Его духовное развитие, т.е. удовлетворение его духовных потребностей. (2)

Но положение (1), изложенное выше, даже, если бы оно было принято, и его осуществление было обеспечено современным человечеством (пока всё это – "благие пожелания"), всё равно не является достаточным для обеспечения объективно существующей цели человеческого развития. Оно обеспечивает средство для достижения цели, но не саму цель. И такое "обеспечение" должно осуществляться не "любой ценой", а с минимальными затратами времени и денег. А для достижения цели нужно ещё наличие особого "блага", о котором современное общество даже не вспоминает. Речь идёт о благе "свободное время".

Свободное время – это тот отрезок времени, которым человек может распоряжаться так, как он хочет, учитывая, что время, которое ему потребовалось и для работы, и для всех физиологических процессов своей жизнедеятельности, он уже потратил, что обеспечивает ему в данном вопросе "свободу выбора". Время – само по себе "благо", дарованное человеку природой. И от того, как он его использует, зависит, прежде всего, общее время его жизнедеятельности. "Свобода воли" человека в вопросе о том, каким временем он располагает для своей жизни, ограничена физиологическим пределом продолжительности всей человеческой жизни. Но, благодаря несовершенству, в частности, производственных отношений, продолжительность жизни современного человека, фактически ограничивается им самим, и лишь в редких случаях приближается к естественному пределу. Кроме того, в пределах естественного суточного цикла "свободное время" человека ограничивается и его физиологическими суточными потребностями (сон), и рабочим временем, и различными бытовыми затратами времени.

Что изменится, если понятие "цель" ограничить только духовным развитием человека? Сама по себе такая "декларация" не изменит ничего. Нигде не установлено, что целью современного человека является "удовлетворение духовных и материальных потребностей". Просто человек так воспринимает окружающую жизнь. И пока он будет её так воспринимать, ничего не изменится. Будет и классовая, и расовая борьба, и экстремизм, и глобализм, и многие другие "измы". И, что, возможно, самое главное, будет сохраняться самая неэффективная форма производственных отношений, когда огромные производительные силы, созданные человечеством, используются с кпд паровоза, а интеллект у большинства членов общества остаётся невостребованным, и в целом используется обществом на 1-3% (а, возможно, и на доли %). Это является препятствием появления даже у самых обеспеченных членов общества, блага "свободное время", отсутствие которого лишает их возможности духовного развития. А индивидуальное богатство члена общества не способно создать благо "свободное время".

Новые взгляды, особенно на такие бытовые явления, как труд, отдых, семья и т.п. могут существенно измениться только со сменой поколений. В данном вопросе смены одного поколения будет, вероятно, мало. Однако предположить последствия такого фундаментального пересмотра понятия "цель" вполне возможно.

1. Происходит смена системы ценностей в человеческом обществе, при которой меняется и роль человека в обществе, и отношение к нему со стороны общества, и отношение самого человека к обществу.

2. Целью человека становится духовное развитие, которое возникает у него не за счёт других членов общества, как это происходит с деньгами, а вместе с другими членами общества, что приводит к социальной консолидации всего общества.

3. Главным фактором, с помощью которого достигается цель, становятся не деньги, как это имеет место сегодня, а "свободное время".

4. Значение денег, как удобной формы товарно-денежного обращения сохраняется. Но их "способность" создавать деньги и миллионеров обществом не признаётся. В представлениях людей этот тезис становится очевидной глупостью, с которой человечество упражнялось в XVIII-XI веках.

5. Главным производственным фактором признаётся человеческий капитал. Денежный капитал служит человеку так же, как и лопата садоводу или ложка к обеду.

6. Деньги, как главное средство достижения человеком своей цели утрачивает свою роль, ценные бумаги существуют только, как финансовые обязательства, что не создаёт искусственной материальной дифференциации в обществе. Процессы денежного обращения, "создающие деньги" ("деньги делают деньги") признаются финансовой аферой и запрещаются.

7. Необходимость обеспечения благом "свободное время" требует перехода на интенсивную форму экономического развития, обеспечивающую рост производительности труда при одновременном сокращении ИФРВ, влечёт за собой ликвидацию огромных потерь времени, связанных с неустройством быта современного человека и безработицей.

В течение многих тысячелетий своего развития человечество продвинулось достаточно далеко в своих представлениях об окружающем нас мире. И одновременно оно до сих пор не смогло сформулировать ответ на, казалось бы, простой и естественный вопрос:

"Какая цель развития человеческого общества?"

Не смогло, или не захотело? Вероятно, придётся признать, что не захотело. Не смотря на то, что человек в силу своей биологической природы, обречён вести общественное существование, при котором первичной является цель всего человечества, как вида, а цель одной особи вторична, в современном обществе торжествует принцип "Человек – свободен". При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что человек, как биологическое существо, не может быть свободным, так как слишком ограничены естественные условия его существования. Причём с увеличением познаний об окружающем нас мире с опережением растут представления человека и о факторах, ограничивающих его развитие. По существу, вся его "свобода" заключается в выборе методов собственного обогащения, да и та, на поверку, оказывается мифом, созданным им самим. Кроме первобытно-общинного строя, в котором при распределении благ царила примитивная "справедливость", в последующих периодах утвердился способ существования одной части общества за счёт другой, ещё ограниченный при феодализме, но постепенно приобретавший всё более изощрённые формы. Современная коррупция, особенно, финансовая, имеет под собой и морально-политическое, и психологическое, и законодательное обоснование, как в сознании большинства членов общества, так и в действующем законодательстве. Россия провозгласила себя "социальным государством", продемонстрировав перед всем миром полное непонимание этого вопроса. Государство становится "социальным", т.е. имеющим своей целью удовлетворение интересов всех членов общества не путём "провозглашения". Любое государство является "социальным" изначально, так как создаётся обществом в качестве инструмента (или "приказчика"), обеспечивающего общественные потребности. Все государства готовы подписаться, что имеют именно такую цель. Подлинный характер государства проявляется именно в сфере распределения экономических благ. Много производить, это, конечно, важно. И современное общество вплотную приблизилось к уровню "разумной достаточности". Но "социальным" и государство, и всё общество могут стать только тогда, когда в обществе не останется ни одного нищего и ни одной формы неэкономического обогащения, признаваемой "законной". Это трудная задача, но при желании она выполнима.

О "деликатных" проблемах современности

(тотальное лицемерие в современном обществе)

Творческая группа "Мысль"

(Каменецкий В.А., д.э.н., Патрикеев В.П., Соколова Н. А., к.и.н.,

Этой книгой в известной мере завершается цикл экономических книг, над которым работала Творческая группа "Мысль" в её обновлённом составе. Эта работа носит явно критический характер в отношении действующей экономической теории, что вызвано нежеланием представителей современной экономической науки признать её несостоятельность в самых важных проблемах современности. Как и предыдущие, настоящая работа отличается от взглядов представителей экономической и юридической наук иным концептуальным подходом: экономика рассматривается не только как общественная наука, но, в первую очередь, как естественная наука, что требует совершенно по-другому рассматривать многие стороны экономики, и как науки, и как сферы человеческой деятельности. Одновременно авторы решили сосредоточить внимание и на таких вопросах которые многие учёные ранее предпочитали "не замечать". Впрочем, исследование "деликатных проблем" лишь подкрепило выводы, сделанные нами в предшествовавших книгах.

Книга имеет своей задачей защиту интересов того самого "анонимного потребителя", ради которого, согласно действующих социальных критериев, и осуществлялся ещё триста лет тому назад переход к "товарному производству".

Оглавление

1. Введение

2. Об изменениях в самом человеке и в его жизнедеятельности

3. О принципах подхода к жизнеобеспечению и конкретных методах его осуществления

4. О некоторых конкретных вопросах, возникших перед человечеством в XXI веке

4.1. Человек свободен?

4.2. Об обязанностях и правах человека

4.3. О некоторых критериях общественно полезной деятельности

4.4. Что такое "бизнес"?

4.5. О ценообразовании.

4.6. О священном праве "частной" собственности

4.7. Какой должна быть цена энергоресурсов?

4.8. О трансформации человеческих взаимоотношений

4.9. Почему происходит "расцвет" миниюридических лиц?

4.10. Трёхсотлетний опыт товарного производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: