Для выполнения аналитической части работы студенты должны использовать материалы из отчётных и бухгалтерских документов предприятия за последние 3-5 лет. Все исходные данные для проведения расчетно-аналитических процедур должны помещаться в предлагаемые данными МУ таблицы согласно разделам курса обучения. Опираясь на эту информацию, студент проводит расчеты с использованием методов экономического анализа (сравнения, средних и относительных величин, детерминированного и стохастического факторного анализа и др.). Выбор того или иного метода должен быть обоснован функциональной зависимостью между результативными показателями и факторами, оказывающими на них влияние. Использование элементов факторного анализа по отдельным темам обязательно!
Прежде чем приступить к выполнению расчетов по теме, студент должен изучить лекционный материал и учебную литературу по ней, а также расчеты, сделанные на практических занятиях.
Выполняя расчеты, следует придерживаться следующего алгоритма:
|
|
1. уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.
2. разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.
3. собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).
4. проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с фактическими данными прошлых периодов
5. Осуществляется отбор факторов определяющих исследуемые результативные показатели.
6. Определяется формы зависимости между факторами и результативными показателями.
7. Осуществляется моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями.
8. Рассчитывается влияние факторов и дается оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.
9. Выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.
10. Дается оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.
Выявление резервов должно быть нацелено на улучшение состояния изучаемых вопросов. Естественно, этот раздел может быть разработан только на основе авторских обоснований и расчетов. При этом целесообразно использовать математическую оптимизацию проектных решений.