Первоначально предки славян заселяли степи между Днепром и Одером. Затем часть славян двинулась на юг, на Балканы, и составила впоследствии группу южных славян (народы Болгарии и Югославии). Другая часть мигрировала на северо-запад и образовала группу западных славян (поляки, чехи, словаки); третья переселилась на северо-восток и составила группу восточных славян (русские, украинцы, белорусы).
В те времена большую часть территории России занимали леса. Славяне, углубляясь в леса и болота из южных степей все дальше на север, продолжали заниматься земледелием. Земледелие долго оставалось подсечно-огневым. Чтобы отвоевать у леса землю для посева, деревья подрубали (подсекали), и они засыхали на корню. Затем их сжигали и золой удобряли почву. Отвоеванный таким образом у леса участок засевали два-три года, пока удобренная земля давала хорошие урожаи, затем выжигали под поле новый участок леса. Главным орудием земледелия была соха. В условиях северных лесов с пнями и корнями деревьев плуг появиться не мог.
|
|
Приблизительно к VII в. н.э. происходит переход к переложной и двухпольной системам земледелия. При переложной системе пшеницу сеяли несколько лет подряд, до истощения почвы. Затем поле забрасывали и распахивали новое, а прежнее зарастало. Когда истощалось второе, могли вернуться к первому. При двухпольной системе наличная пашня делилась на два поля, которые засеивались поочередно.
С развитием земледелия менялись и социальные отношения. Подсечное земледелие требовало коллективного труда и задержало распад родового строя. Родовая патриархальная община, т.е. большая семья, состоявшая из родственников по мужской линии, вела общее хозяйство. Община составляла небольшой поселок из деревянных жилищ, окруженный тыном, т.е. частоколом из заостренных и вертикально вкопанных в землю бревен. Такие укрепленные поселки назывались городищами. При переходе к переложной и двухпольной системам, когда у леса были отвоеваны уже значительные площади под пашни, земледелие перестало нуждаться в общинном труде, и родовая община перерастает в сельскую, аналогичную марке у франков. У восточных славян сельская община именовалась вервью на юге и миром на севере. Теперь общее хозяйство рода делилось на частные хозяйства отдельных семей, семейных пар. В общинной собственности оставалась теперь лишь земля, но и она для пользования делилась между семьями. Все остальное имущество было в частной собственности. Там, где появилась частная собственность, неизбежно появляются богатые и сильные люди. У славян, как и у других народов, феодализм формировался сложным путем выделения военной верхушки.
|
|
Распад родовых общин и переход к сельским, по выражению академика Б. А. Рыбакова, был восстанием детей против отцов. Когда члены рода требовали имущественного выделения из общего хозяйства рода, это было восстанием против тех, кто стоял во главе рода. В этой борьбе стремящиеся к самостоятельности члены рода становились часто изгоями, т.е. изгнанными из рода без имущества и права на покровительство рода. Они были вынуждены искать покровительства у вождя племени, в состав которого входил род, т.е. у князя.
Как и у других народов, при переходе к классовому обществу у славян того времени был строй военной демократии. Главным органом племени было народное собрание — вече. Оно выбирало военного вождя для ведения военных действий, защиты от врагов. У франков такой военный вождь назывался королем, а у славян — князем.
С развитием хозяйства и накоплением богатства появилась возможность захвата значительной военной добычи. Участились военные столкновения, в связи с чем повысилась значимость военной дружины, возглавляемой князем. Сначала состав этих дружин был временным — они состояли из отроков, т.е. молодых людей, не имевших своих семьи и хозяйства и выполнявших военную повинность. Некоторые отроки, испытав сладость побед и воинской доблести, отказывались после окончания срока службы возвращаться в общины к крестьянскому труду. Самый известный герой былин Илья Муромец, почувствовав «силу богатырскую», лишь один день попахав на поле отца, отправился наниматься к князю дружинником. Охотно принимали в дружину князья и изгоев. Так дружина все более приобретала постоянный характер: теперь она в основном состояла из военных-профессионалов, оторвавшихся от общин и крестьянской жизни. Эти люди и составили господствующую группу общества. Они были и самыми сильными, как военные профессионалы, имеющие оружие и владеющие им, и самыми богатыми, потому что в их руки попадала военная добыча.