Транспорт, торговля, финансы

Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. Основными видами его были реч­ной (сплавом или бурлаками вверх по реке) и гужевой. По реке товары перевозились только летом, а сухим путем — преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги часто становились непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала. Довести барку с кладью с низовьев Волги до Петербурга можно было за две навигации: за пер­вое лето суда доходили только до Рыбинска и здесь зимо­вали. Поэтому и оборот капитала был замедленным: товары в дороге значительно дорожали. Назрела острая необходи­мость в промышленном перевороте на транспорте.

Технический переворот на транспорте проходил успеш­нее, чем в промышленности, потому что транспорт был сфе­рой наемного труда. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. К 1860 г. только по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась паровой тягой.

В 1837 г. начала действовать первая железная дорога — Царскосельская, соединившая Петербург с Царским Селом. Эта дорога была построена, в сущности, как увеселитель- 7.6. Транспорт, торговля, финансы

иый аттракцион для столичной публики, поэтому на паро- иозе был установлен органчик, игравший популярные мело­дии. Но дорогой заинтересовались и деловые люди, потому что, как писали газеты, выписанные из Англии паровозы «...ходили при 18 градусах мороза, в бурю, в дождь и ужас­ную метель, и кроме пассажиров, перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой, дровяной лес и разные экипажи». До этого существовало представление, что в России желез­ные дороги смогут действовать только летом: зимой рельсы утонут в снегу. В 1840-е гг. строится первая дорога хозяй­ственного значения — Николаевская — между Петербур­гом и Москвой. К моменту ликвидации крепостного права в России действовало 1,5 тыс. км железных дорог, тогда как в Англии в это время было уже 15 тыс. км.

С развитием транспорта, а следовательно, и экономиче­ских связей, во внутренней торговле России первой поло­вины XIX в. происходят качественные сдвиги.

1.46. Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало неэквивалентно высокие прибыли именно из-за слабых торговых связей и гигантской разницы цен в раз­ных городах. Теперь торговые связи растут, становятся все более стабильными, и разница цен все более уменьша­ется. К тому же в процессе имущественного расслоения деревни появляется мощный слой торгующих крестьян, конкурирующих с купцами и сбивавших цены. В связи с этим купеческая прибыль сокращалась. Продавать товары намного дороже стоимости уже невозможно.

Неэквивалентно высокие прибыли были характерны для периода первоначального накопления, и падение прибыли свидетельствовало, что этот период заканчивается. Теперь для увеличения прибыли следовало включаться в произ­водство. И в первой половине XIX в. купеческие капиталы переливаются в промышленность. В середине века свыше 90% купцов 1-й гильдии, т.е. богатейших купцов России, владело промышленными предприятиями.

1.47. Теряют свое значение ярмарки. В середине столетия через ярмарки проходило менее 10% внутреннего товаро­оборота страны. Теперь купец через своих комиссионеров накупал товары на месте производства и доставлял потре­бителям, минуя ярмарку, чтобы получить торговую при­быль полностью. Ведь при ярмарочной торговле прибыль делится между двумя купцами: тем, который доставил товар

на ярмарку, и тем, который привез его с ярмарки на место потребления. Когда прибыль достигала 50—100% на капи­тал, ее можно было делить между двумя контрагентами, но когда она снижалась до 7—9%, это уже теряло смысл.

Однако крупнейшие ярмарки Нижегородская (бывшая Макарьевская) и Ирбитская увеличивали обороты. Харак­тер торговли на этих ярмарках существенно изменился — теперь это были, в сущности, временные товарные биржи, где заключались предварительные торговые сделки без товаров. «За одним обедом или чаем, — писал экономист Безобразов о Нижегородской ярмарке, — принимаются важ­нейшие решения, заключаются миллионные сделки, самое выполнение которых будет вовсе не на ярмарке, а у себя дома, или, скорее всего, в Москве».

Внешняя торговля по-своему отразила кризис фео­дально-крепостнической системы: в экспорте резко сокра­тилась доля промышленных товаров (железа, парусины). Главной статьей экспорта, составив его третью часть, стала пшеница. Россия господствовала на европейском хлебном рынке (только в 1850-е гг. с ней начинают конкурировать США).

Пока в мировой промышленности господствовала ману­фактура, продукция, производимая в России дешевым кре­постным трудом, легко завоевывала заграничные рынки. Но теперь эта продукция уже не могла конкурировать с фабричной продукцией Запада. К тому же внутренний рынок быстро расширялся и поглощал все больше промыш­ленных товаров.

Прогрессивными были изменения в составе импорта. Если в XVIII в. ввозились в основном потребительские товары — предметы роскоши, ткани и т.п., то теперь на пер­вое место выдвинулся хлопок, на второе — машины, т.е. товары производственного потребления. Это изменение состава импорта отражало рост российской промышлен­ности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: