Муслим передал хадис Джундаба ибн Абдуллы, который рассказывал:
«Я слышал, как Пророк сказал за пять дней до своей смерти: Я чист пред Аллахом в том, что у
Меня не было возлюбленного среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, так же, как Он
сделал Своим возлюбленным Ибрахима**. Если же бы мне пришлось выбрать возлюбленного из
Моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Поистине, те, кто были до вас, превращали могилы
Своих пророков в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это».
(Муслим [532]).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил подобное в конце своей жизни и
Даже проклял тех, кто делал это, о чем свидетельствует приведенный выше хадис.
К запрещенным действиям относится и совершение Намаза на могилах, даже если храм не был
Возведен. В этом заключается смысл слов Аиши о том, что «существовала опасность того, что его
Могилу превратят в мечеть». Конечно же, сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах
И приветствует, были далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле; дело в том, что любое
Место, предназначенное для совершения Намазов, является мечетью, так как Пророк, да благословит
его Аллах и приветствует, сказал:,..была сделана мне земля мечетью и чистой***. (Аль-Бухари
И 444, Муслим (521) от Джабира ибн Абдуллы).
Ахмад приводит с хорошим иснадом следующий хадис Ибн Масуда от Пророка, да благословит
его Аллах и приветствует:
Наихудшими из людей являются те, кого застигнет Час живыми, и которые превращают
Могилы в мечети. Этот хадис привел также Абу Хатим в «ас-Сахихе» (Ахмад 1/435, Ибн Хиббан
(340) назвал его достоверным).
*Это слова шейх-уль-Ислама Ибн Теймийи. Он сказал: «Причина, по которой Законодатель
Запретил воздвигать мечети на могилах, заключается в том, что именно из-за этого многие общины
Погрязли в великом и ином ширке. Души людей впадают в ширк из-за изображений, которые они
считают талисманами планет и др. Однако приобщать к Аллаху могилу человека, будучи
Убежденным в его праведности, ближе для души, чем приобщать к Нему кусок дерева или камня.
Поэтому вы можете увидеть, как мушрики унижаются у могил, боятся, смиряются, поклоняются от
Чистого сердца так, как не делают этого в домах Аллаха. Среди них есть и такие, кто совершает им
Земные поклоны. Большинство же их надеется на благословение Намаза и мольбы у могил, которого
Они не ожидают в мечетях. Из-за подобных пороков Пророк и отрезал дорогу к этому. Он
Категорически запретил совершать Намаз на кладбище, даже если молящийся не намеревается
Получить от этого места благословения, как намереваются получить благословение в мечети. Он даже