Тогда мы оказываемся либо в игре, либо вне игры

Когда мы в игре, мы начинаем сдвигаться.

Когда мы сдвигаемся, в нашей жизни появляются перемены.


Траектория № 1

Медитативная траектория,

или

пунктуация смыслов


ФИЛОСОФИЯ МЕДИТАЦИИ

Медитация буквально переводится как "пребывание в середине", поскольку происходит от латинского слова media – "середина".

Нам остается только выяснить значение последнего понятия. Для этого нам следует совершить погружение в его ядерное, корневое, этимологическое содержание – с тем, чтобы выявить его изначальный, первостепенный смысл, выпестованный в метафизических недрах исторического становления.

Формально "середина" определяется как понятие, обозначающее место, находящееся на равном расстоянии от концов чего-либо.

Однако, за внешним смыслом всегда сокрыто сакральное биение просвечивающегося промысла, отблеск свечения которого способен быть обнаруженным в ядерной матрице слова – его корневой основе. И общеславянская база serd и протоязыковая индоевропейская kerd – концентрируются в фокусе не только единого значения, но и сходного звучания.

Поэтому слова "середина" и "сердце/сердцевина", по сути, являются ветвями единого корня. Проследив же всю систему его разветвлений, мы обнаруживаем единую паутину сплетающихся друг с другом значений, отсылающих к теме центра, основания, оси, опоры.

В геометрии духа все параллели сходятся, и все параллели обращаются в вертикали. Процесс подобного преображения и описывается медитацией.

Медитация – это середина между вопросом и ответом.

Мы заражены искушением как можно быстрее получить готовые ответы, что само по себе, постепенно приводит к размагничиванию разума. Мы глотаем авторитетные мнения как слабительные пилюли счастья, а вместо прочищения и очищения получаем хронический запор познания. Медитация уводит от подобного соблазна, поскольку мягко указывает на приоритет интуитивных озарений, когда образ-решение прорывается молниеносным разрядом – вспышкой внезапного дара, зигзагом разрывающего грузную облачность умственной косности.

Такое состояние методологически квалифицируется как открытие. Знаменитые "пасьянс во всне" Менделеева или мышечные восторги Эйнштейна как раз и являют собой образец того, как действует медитация.

К сожалению, этот термин основательно подвергся атакующим поползновениям со стороны профанации. Его смешивают явлениями зачастую иного порядка, без всяких на то оснований, накрывая их, как крышкой кастрюлю, одним именем. Например, когда рекомендуют: "медитируйте над пламенем свечи", вырисовывается большой знак вопроса – как?! И при чем здесь, собственно, пламя свечи? какое отношение это многострадальное пламя, до дыр затертое в тоннах пособий "по просветлению", имеет отношение к медитации? Коль уж речь заходит о созерцании чего-либо, будь то внешний объект или внутренний образ, то более уместное слово при этом – визуализация, буквально означающее – видение.

Мыслительная окрошка еще не есть интеллектуальная оригинальность. А винегрет хорош на обеденном столе, но никак не в голове. Потому мы сразу же открестимся от гремучих "эзотерических" штампов, чтобы избежать дальнейшего нарезывания винегрета вроде – "энергетических потоков" и т.п.

Если вспомнить о том, что мышление представляет собой внутреннюю речь, то есть, в конечном итоге, процесс словотворчества, то будет вполне удобно уподобить различные его стили определенным жанрам искусства словесности. Так, скажем, последовательно выстроенное, логическое рассуждение вполне органично соотносится с жанром научной монографии или статьи. Когда мы что-то замечаем – про себя или вслух, то прибегаем к жанру заметки. Передаем настроение – спонтанно слагаем стихи (стих – вовсе не обязательно то, что непременно сопровождается рифмой и специфически-упорядоченной организацией ритма). Рассказываем истории – используем соответствующие жанры – рассказа или повести. О чем-то сообщаем – прибегаем к репортажу.

В таком случае, медитация – это эссе (от французского essai – опыт, набросок) – сочинение свободной композиции, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Психоаналитический процесс – насквозь эссеистический, поскольку полностью соответствует только что указанным признакам. И в обоих случаях мы достигаем эффекта раскрепощения сознания.

Представляемые ниже "медитативные траектории", являют собой опыт того, как свободное странствие мысли на каждом повороте и изгибе своего движения обретает смысл.

Смысл – это состояние, когда мысль начинает узнавать самое себя.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: