— нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно;
— нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить;
— нельзя изучить себя, не сравнивая свое мнение о себе с мнением других;
— ни себя, ни других нельзя изучить иначе как в совместной деятельности.
Для предметного занятия этим вопросом необходимо выявить исходный уровень самовоспитания с помощью анкетирования.
Тест. Выявление исходного уровня самовоспитания.
Внимательно прочтите вопросы и поставьте знак плюс против того значения ответа, которое совпадает с вашим мнением.
Вопрос Ответ
Да; Частично; Нет, не знаю
1. Знаете ли вы, что такое самовоспитание?
2. Читали ли вы литературу о роли самовоспитания в жизни человека?
3. Есть ли у вас стремление изменить себя?
4. Знаете ли вы, что вы хотите у себя развить, что преодолеть, а что приобрести?
5. Владеете ли вы методами самовоспитания?
6. Есть ли у вас образец (идеал человека), на который бы вы хотели быть похожим?
7. Можете ли вы заставить себя делать нужное дело, если не хочется?
|
|
8. Сравниваете ли вы себя с тем, на кого хотите быть похожим?
9. Умеете ли вы успешно сдерживать себя в конфликтной ситуации?
10. Как вы думаете, принесет ли большую пользу человек, которого вы хотите воспитать в себе?
11. Можно ли достичь в жизни больших успехов, не занимаясь самовоспитанием?
12. Любое ли изменение личности может быть полезно человеку?
Подсчет ведется следующим образом. Первые десять вопросов анкеты оцениваются следующим количеством баллов: «да» —2 балла, «частично» — 1 балл, «нет, не знаю» — 0 баллов. 11 и 12 вопросы являются обратными и оцениваются наоборот «да» — 0 баллов, «частичо» — 1 балл, «нет, не знаю» — 2 балла.
По сумме баллов можно чисто условно установить уровень самовоспитания. Критерии определения уровня даны в таблице.
Критерии установления уровня самовоспитания (условно)
Низкий 6—0 |
Средний 18—7 |
Высокий 21—19 |
Высший 24—22 |
Полученные данные по существу являются самооценкой в области самовоспитания. Но вместе стем, необходимо корректировать полученные результаты с помощью других методов изучения личности.
Рекомендации по самовоспитанию с учетом выявленного уровня.
Практика показывает: каждый уровень имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при подборе материала для самовоспитания. Здесь уместно использовать возможности библиотек.
Для низкого уровня необходимо подбирать информацию познавательного характера, чтобы самому разобраться в сущности вопроса с тем, чтобы возник интерес, а затем и стремление к самоусовершенствованию.
Для среднего уровня представляется необходимой информация, предлагающая выбрать образец для подражания. Само ее содержание направляет поиск. Лучше всего воспринимается материал о судьбах простых людей, сумевших путем самовоспитания стать героями своего времени.
|
|
Для высокого уровня лучше подбирать информацию, которая позволяла бы самостоятельно решать некоторые вопросы своего самоусовершенствования.
Для высшего уровня представит интерес материал, позволяющий четко и направленно проводить самосоциализацию личности, формировать личные качества в соответствии с нравственным идеалом общества.
Выявив по анкете и системе тестов уровни самовоспитания и самообразования, а также личностные качества, можно самостоятельно, а при необходимости под руководством педагогов спланировать занятия по самовоспитанию и самообразованию в соответствии с предлагаемой программой и методическими рекомендациями.
Процесс самовоспитания условно можно подразделить на два этапа:
Первый этап — преодоление недостатков, выявленных в ходе самопознания. Осознание того, что мешает в учебе или повседневной жизни, заставляет студента в первую очередь сосредоточиться на борьбе с этими недостатками.
Самовоспитание будет более эффективным, если:
1. Правильно поставлена цель, в которой выделены конкретные задачи:
1.1. Достигнуть гармонического, всестороннего совершенства: физического, нравственного, умственного, сознательно-волевого, мировоззренческого. На этой основе повысить степень общей творческой, деятельной активности, жить более целенаправленно и общественно полезно.
1.2. Рационализировать свою жизнь, наполнить ее деловым содержанием.
1.3. Подвергать свои потребности, интересы, желания, ценности строгому мыслительному анализу. Запретить себе бесплодно мечтать, стремиться к нереальному или никчемному
1.4. Развивать самодисциплину, победить костность, инерцию. Жить с девизом: активность и деятельность всегда.
1.5. Укрепить чувство долга и ответственности, превратить свои слова, а тем более — обещания в закон, необходимость. Соблюдать единство слова и дела.
1.6. Воспитывать чувство меры. Абсолютное воздержание от алкоголя, курения, снотворных. Увеличить роль и ценность духовной, творческой деятельности.
1.7. Воспитывать уважительное отношение к людям как к высшей ценности. При любых ситуациях проявлять вежливость, выдержку, тактичность, оказывать помощь людям в трудных для них ситуациях.
1.8. Учиться управлять эмоциями, чувствами, страстями.
2. Составлена программа действий (определены пути самовоспитания).
2.1. Выявление в себе несоответствия между новыми знаниями, пониманием мира, жизни, новыми целями и задачами, интересами и своими реальными возможностями, которые этому новому не соответствуют.
2.2. Создание для себя идеала, который мог бы решать эти новые задачи, осуществлять новые потребности, интересы.
2.3. Анализ своего характера, способностей, поведения, достижений и неудач в свете новых целей, задач, нового понимания мира.
2.4. Сравнение себя — реального человека, со своим идеалом и определение задач самовоспитания (физического, умственного, нравственного...).
2.5. Составление программы самовоспитания по содержанию, значению и последовательности.
2.6. Разработка режима суток, ситуаций и упражнений по самовоспитанию.
2.7. Практическая реализация программы самовоспитания, контроль, оценка, коррекция, осмысление причин неудач.
3. Применяется целостная система методов самовоспитания.
3.1. Самопознание- важный шаг на пути самосовершенствования. Одним из условий успешности самопознания и тем самым эффективности самовоспитания является глубокое изучение свойств своей личности: направленности (системы целей, мотивов, интересов, убеждений), характера, темперамента, способностей, познавательных процессов (ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, воображения, мышления). В процессе самоанализа необходимо делать упор на анализ результатов своей деятельности, собственное поведение, так как человек может наиболее объективно судить о себе именно по своим реальным поступкам.
|
|
3.2. Самооценка — определяется мировоззрением, идеалами, уровнем развития личности и является результатом сравнения себя с идеалами по тем или иным параметрам.
3.3. Самосравнение — выступает как разновидность самооценки и заключается в сравнении себя с окружающими с целью перенять у них все хорошее, недостающее. Плохо, если сравнение порождает зависть. В этой связи полезно знакомство с образцами самовоспитания великих людей.
3.4. Самообязательство — внутреннее требование к самому себе, к своему поведению. Оно принимается по внутреннему убеждению в его необходимости и в конечном итоге определяется условиями жизни, требованиями общества, обязанностями человека. Самообязательство возникает как следствие несоответствия между идеалом, образцом, общественными требованиями и своим конкретным поведением. Самообязательство необходимо для целенаправленного самовоспитания. Оно может быть оформлено в виде дневника.
3.5. Самоубеждение — дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов «за» и «против». Правильные решения могут быть приняты только при разносторонней оценке всех обстоятельств в спокойной обстановке. Поэтому в процессе самоубеждения надо учитывать характер возникающих чувств: обида, зависть, самолюбие, гнев, которые могут привести к необъективным оценкам.
3.6. Самовнушение — основано на специфике слова как раздражителя. Индивид воздействует на самого себя с помощью слова в специально созданных условиях. Наиболее благоприятно самовнушение протекает при мышечном расслаблении, поэтому лучшим временем для самовнушения считается период перед засыпанием и непосредственно после пробуждения. Успех самовнушения достигается при условии, если личность способна концентрировать свое сознание на предмете внушения.
|
|
3.7. Самоупражнение — формирование устойчивых привычек поведения. Оно направлено на формирование способности и внутренней потребности совершать те или иные поступки, выработанные в результате их многократного повторения. Путем регулярных упражнений можно выработать положительные и преодолеть отрицательные привычки.
3.8. Самопринуждение — волевое усилие, направленное на преодоление трудностей, препятствий, на соблюдение принятых правил и т. п. Однако принуждение должно быть крайне редким, а не основным средством,
3.9. Самоприказ — воздействие на свое эмоциональное состояние посредством речи. Самоприказ способствует реализации программы самовоспитания в затрудненных условиях, помогает осуществлять установки, мобилизоваться. Он способствует также исправлению ложных установок и устранению нежелательных привычек.
3.10. Самоотчет — отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет тесно связан с самоанализом и разделяется на итоговый и текущий. Он может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников и т. п.
3.11. Самоконтроль — установление отклонения реализуемой программы деятельности от заданной с последующей корректировкой плана деятельности или поведения. Самоконтроль обеспечивает подчинение разных видов деятельности мотиву самосовершенствования. Необходимо выработать привычку подводить вечером итоги дня.
3.12. Самопрощение и самонаказание — эмоциональное подкрепление совершенных поступков. Самопрощение — это осозна ние и переживание своих успехов. Самонаказание — это осознание и переживание своей вины, недовольство собой.
В дальнейшем по мере повышения уровня осознанности самовоспитания, необходимо вырабатывать личные правила самовоспитания, определяющие основные линии поведения, систему поступков в разных условиях, способствующую преодолению ситуативности программы самовоспитания.
Здесь особый интерес представляют личные правила выдающихся педагогов, например, К. Д. Ушинского, который в годы студенчества считал, что ему в самовоспитании помогает следующее: «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить время бессознательно: делать то, что хочешь, а не то что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страстям издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет о своих поступках. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет»1.
Л. Н. Толстой придавал важное значение таким правилам: «Что исполняешь, исполняй хорошо... Никогда не справляйся по книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить... Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою»2.
Существует несколько основных правил, выведенных из практики, которые помогут в разработке плана личностного саморазвития:
1. Поставьте перед собой ясные цели. Решите чего вы хотите. Слагаемые успеха;
— иметь ясную, точную картину того, что вы хотите (четкость цели);
— иметь приоритет цели и уметь сосредоточиться на более важных;
— определить реальность достижения конкретных целей;
— мысленно представить себе конечный результат и записать его как можно подробнее;
— сочетать наличие цели с чувством убежденности в том, что вы действительно хотели ее достичь и хотите сделать все, что нужно для ее достижения.
2. Определите, по каким признакам вы будете судить об успехе. Нужно помнить, что цели становятся гораздо полезнее, если их можно измерить.
3. Будьте довольны скромным прогрессом. Не забывайте, что:
— импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого;
— успех подпитывает успех;
— прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношения данного человека к работе.
4. Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. Поэтому во все периоды жизни перед людьми есть выбор — учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки.
5. Ваше изменение может вызвать беспокойство окружающих.
Повышение личной эффективности и ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей компетентности может вызвать зависть или враждебность окружающих.
6. Не упускайте возможностей. Пока вы работаете над личным планом развития, могут возникнуть новые возможности. Умение распознавать и использовать возможности отличает людей, работающих над собой.
1 Ушинский К. Д. Собр. соч. — М. -Л., 1952, — Т. 11, — С.27.
2Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. — М. -Л., 1934, — Т. 46, — С.15.
7. Будьте готовы учиться у других. Хотя вы должны нести всю ответственность за свои действия персонально, но часто бывает полезно консультироваться с другими. Их реакция, беспристрастный взгляд представляют собой ценный ресурс.
8. Учитесь на своих неудачах и ошибках.
9. Приносите пользу организации, в которой вы работаете (совет на будущее) Если вы не приносите заметной пользы, то неразумно рассчитывать, что вам предоставят большие возможности.
10. Ставьте реальные сроки. Изменения требуют постоянного внимания и реалистических сроков выполнения.
11. Слова не должны расходиться с делами. В конце концов, о вашей компетентности судят не по словам, а по делам.
12. Получайте удовольствие от своего развития. Наиболее продуктивен для совершенствования такой климат, который заставляет преодолевать настоящие трудности и дает шансы на успех.
ВОПРОСНИК.
для выяснения возможных причин не достижения поставленных целей
1. Действительно ли ваши цели важны для вас?
2. Реальны ли ваши цели?
3. Вложили ли вы в достижение целей достаточно сил и внимания?
4. Сохраняют ли ваши цели актуальность?
5. Достаточно ли вы привлекали к делу окружающих?
6. Не слишком ли вы рано сдались?
Практические советы по самовоспитанию.
Самый сильный тот, у кого есть сила
управлять самим собой
Сенека
Управлять собой очень трудно тогда, когда это особенно необходимо. Нет человека, который бы повсюду и всегда справлялся с собой, нет и такого, который никогда над собой не властен.
Формирование личности специалиста соответствующего профиля является в значительной мере процессом самовоспитания, поэтому требует от студентов обязательных волевых усилий. Современная психология рассматривает волю как стремление к преодолению препятствий на пути к достижению цели, В итоге воля всегда направлена на удовлетворение потребностей, физических или духовных. Начальный волевой потенциал будет выше, если студент уяснит свою задачу и четко представит путь ее решения. В то же время, имея высокие помыслы, но не обладая сильной волей, человек ничего существенного добиться не сможет. И к сожалению, некоторые студенты не знают ни основных волевых черт, ни способов их выработки. Между тем к этим качествам относятся важнейшие компоненты самоорганизации — целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, самообладание, мужественность, сдержанность, самокритичность. Но необходимо знать и некоторые признаки слабоволия: поспешность в решениях, упрямство, неуверенность в своих силах, привычка не доводить начатое дело до конца и т, п.
Для оценки Ваших волевых качеств можно предложить следующий тест.
Тест. Оценка волевых качеств.
ИНСТРУКЦИЯ: ниже приведены 15 вопросов на каждый вопрос Вам нужно ответить только «да» или «нет». Выберите тот ответ, который наиболее соответствует Вашему обычному поведению. В этом случае, когда вы сомневаетесь, можно ответить «не знаю» (или — бывает, случается).
Постарайтесь ответить на вопросы с максимальной объективностью.
ОПРОСНИК.
1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая Вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной или праздничный день, если ранее оно не было предусмотрено графиком, планом)?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на службе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью?
4. Если Вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия (если это не связано со службой), чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли отвечаете на письма?
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет Вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?
11. Без колебаний ли вы отправитесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?
12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолженностям?
14. Самая интересная передача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
15. Сможете ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не казались Вам слова (противной стороны).
«Ключ» и обработка результатов.
За ответ «да» дается 2 очка, «не знаю» (или «бывает», «случается») — 1 очко, «нет» — 0 очков. Суммируйте полученные очки.
Интерпретация.
0 —12 очков. С силой воли дела обстоят у Вас не важно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может в чем-то повредить Вам. К обязанностям относитесь нередко «спустя» рукава, что бывает причиной разных неприятностей. Ваша позиция выражается известным изречением: «Что мне больше всех надо?» Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки.
13 — 21 очко. Сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Не переусердствуете, но и данное Вами слово сдержите. Неприятную работу выполните, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к Вам начальников, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хотите достичь в служебной деятельности большего, тренируйте волю.
22 — 30 очков. С силой воли у Вас все в порядке. На Вас можно положиться — не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда Ваша твердая непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
Занимаясь воспитанием воли, вы можете использовать следующие рекомендации:
1. Волю можно сформировать только в процессе практических действий по преодолению трудностей, возникающих на пути к достижению поставленных задач.
2. Добиваясь осуществления намеченной цели, надо верить в свои силы и способности, не терять самообладания и уметь мобилизовать себя на энергичные, настойчивые и инициативные действия.
3. Любое дело нужно доводить до конца. Несоблюдение этого требования отрицательно сказывается на волевых качествах. Поэтому никому и ни при каких обстоятельствах не давать пустых или невыполнимых обещаний.
4. Каждое конкретное волевое качество можно выработать только в такой жизненной ситуации, которая требует его проявления. Следовательно, перед возникшими трудностями надо не отступать, а стремиться к их преодолению.
5. Необходимо постоянно тренировать себя в проявлении таких качеств, как организованность, сдержанность, умение управлять своими желаниями и страстями, помня слова А. С. Макаренко, что «человек без тормозов — испорченная машина».
6. Заниматься формированием воли — это постоянно применять самоприказ, вырабатывать самодисциплину, приучать себя к аккуратность и исполнительности.
7. Самый лучший способ воспитания воли заключается в выполнении ежедневно в первую очередь того, что необходимо. Не давать себе поблажек ни в чем.
8. При формировании тех или иных качеств следует опираться на сильные стороны своего характера (например, исполнительность, инициативность и т. п.). Иначе говоря, свои слабости человек может преодолеть лишь с помощью своей силы.
Советы умному лентяю:
Избавлению от лени способствует прежде всего настойчивое самовоспитание в любом виде деятельности, возникающей из потребности, личного интереса и требований жизни. При борьбе с ленью надо поменьше рассуждать и жаловаться на отсутствие у себя каких-либо способностей, а побольше действовать, побуждать себя энергично браться за дело и обязательно доводить его до конца.
Самоуправление профессиональным развитием.
Без соответствующего самоуправления профессиональным развитием (на базе общего развития) невозможен процесс становления специалиста соответствующего профиля. От того, как тот или иной человек постигает секреты самоуправления зависит успех овладения профессиональным мастерством.
Какие же задачи при самоуправлении профессиональным развитием необходимо решать?
Они начинаются с глубокого понимания личностного смысла выбранной студентом профессии, осознания своего призвания. Каждый студент должен ответить на вопросы:
Почему я решил получить именно эту специальность, а не другую?
Какие для этого имеются предпосылки?
Смогу ли я не только адаптироваться к деятельности, но и стать профессионалом своего дела?
Нужно ли к этому стремиться?
Ответив на эти вопросы, каждый студент сможет прийти к пониманию необходимости постоянной работы над своим самосовершенствованием как в личностной, так и в профессиональной сферах.
С учетом данных психологии самоуправление профессиональным развитием должно осуществляться в следующих направлениях:
1. Формирование самокритичного, требовательного отношения к самому себе и развитие потребностей в приобретении профессиональных и последующей карьере на практике.
Исходное начало при самоуправлении профессиональным развитием — глубоко личная, внутренняя заинтересованность и убежденность самого студента в необходимости постоянной работы над собой. Это достигается следующим образом:
а) необходимо максимальное соответствие между требованиями профессиональной деятельности и уровнем развития профессионального мастерства. Чтобы задуматься над этим, студенту необходимо выписать на листке бумаги 5 — 6 основных требований к личности специалиста соответствующего профиля деятельности, а затем критически оценить соответствие своих качеств им! то есть как бы «примерить» их на себя;
б) должна быть соответствующая оценка своих общих способностей к освоению способов, тактики и условий будущей профессиональной деятельности;
в) нужно помнить, что далеко не всегда, даже при отличной работе в учебном заведении, специалисту удается на практике стать хорошим профессионалом. Наряду со специальным познавательными способностями, нужны еще и другие качества личности;
г) опыт профессиональной подготовки специалистов во всем мире указывает на необходимость непрерывного образования и подготовки, так как знания и профессиональная подготовленность со временем морально устаревают. Поэтому, обучаясь в ВУЗе надо готовить себя к этому, усваивая положения научной организации учебного труда для того, чтобы удовлетворять потребности в необходимых знаниях на любом этапе жизни и в любом требующемся объеме;
д) незнание своих сильных и слабых сторон значительно снижает самокритичность и требовательность к себе в части работы над профессиональным развитием.
Путем анализа своих способностей студент может определить, что он вообще может совершить в будущем, т. е. каким личным потенциалом для достижения своих целей он располагает.
С другой стороны, он должен ясно представлять себе свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению отрицательных «качеств».
Составив также баланс своих крупнейших неудач и поражений, можно определить следствием отсутствия каких качеств они были. Определенную помощь может оказать также анализ жизненных и профессиональных неудач, и того, как они были преодолены.
Баланс личных успехов
Мои крупнейшие успехи, достижения и т. п. | Как я добился (способности, которые были для этого необходимы) |
I. 2. 3. 9. 10. Прочее |
Знать свои слабости — значит укреплять свои сильные стороны!
Личный отрицательный баланс.
Мои крупнейшие поражения, неудачи и т. д. | Способности, которых мне недоставало | Как я преодолел неудачи |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
9. | ||
10. | ||
Прочее |
Сгруппировав выявленные таким образом достоинства и недостатки необходимо выделить 2 — 3 важнейшие сильные и слабые стороны. Подобный «срез» личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов и мер по формированию профессионального мастерства.
Кроме этого, можно попросить близких людей, которым студент доверяет, написать или назвать его сильные и слабые стороны. Это позволит сравнить показатели и своевременно скорректировать действия по формированию профессионального мастерства.
«Срез» способностей | Сильные стороны | Слабые стороны | |||
Профессиональные знания | |||||
и опыт | |||||
Коммуникативные качества | |||||
О | |||||
Индивидуальные способности | |||||
Организаторские способности | |||||
Интеллектуальные способности | |||||
Прочее | |||||
2. Самосознание и самооценка развития знаний, психических свойств и качеств личности.
Полезны следующие приемы и способы самооценки:
— стремление оценить себя, не прибегая к спасительному доводу — ссылки на объективные трудности, обстоятельства;
— оценка по модели или квалификационной характеристике
(систематизированному упорядоченному перечню) требований
к профессиональному мастерству специалиста соответствующего
профиля;
— использование специальных бланков самооценок, письменную их фиксацию, количественную самооценку степени развития того или иного умения, качеств личности, а также меру достижения показателей в процессе учебного труда;
— выводы: какие задачи необходимо лучше решать- какие недостатки и привычки следует преодолевать; какие знания еще отсутствуют.
Вообще же объективность знания о себе начинается прежде
всего с решения задач сбора, накопления и анализа информации
о своих профессиональных достоинствах и недостатках, их правильной оценки.
Направляющие вопросы для анализа в профессиональной сфере:
1. Знаю ли я задачи моей будущей специальности?
2. Знаю ли я, чего от меня будут ждать мои коллеги по работе?
3. Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей будущей деятельности?
4. Умею ли я планировать свои дела (на день, неделю, месяц, год) и насколько это важно для моей работы на практике?
5. Выполняю ли я своевременно поставленные передо мной задачи?
6. Нуждаюсь ли я в напоминании об исполнении своих обязанностей?
7. Откладываю ли я свои дела?
8. Приступаю ли я самостоятельно к делам?
9. Как велико будет влияние моей работы на мою личную жизнь?
10. Какую пользу я смогу принести своими действиями?
11. На какой встречный эффект я смогу рассчитывать (повышение заработка продвижение по службе и т. д.)?
12. Каких успехов, в том числе частных я могу добиться в обозримое время и благодаря чему?
13. С какими неудачами я должен считаться?
14. Каковы главные преимущества моей будущей профессии?
15. Какие источники информации можно использовать для того, чтобы сформировать мнение о моей будущей профессии, специальности?
16. С какими людьми необходимо обсудить эти темы?
Выводы по этому разделу позволят скорректировать свои действия и могут лечь в основу программы и индивидуального плана подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Как свидетельствует практика, без продуманной программы профессиональное развитие приобретает спонтанный, эпизодический характер и высоких результатов в работе не достигается. Поэтому рекомендуется ставить цели и задачи по развитию профессионального мастерства, которые должны быть направлены на:
— формирование новых качеств и умений личности, значимых для будущей профессиональной деятельности;
— преодоление отрицательных качеств и привычек;
— усвоение специфики профессиональной деятельности и причин, ведущих к возникновению отдельных элементов профессиональной деформации;
С учетом индивидуальных особенностей каждого студента, его сильных и слабых сторон, необходимо ставить перед собой и более частные цели, что позволит выделить этапы, сроки и последовательность работы над собой. При этом важно постепенно усложнять задачи и стремиться к их самостоятельному решению. Подобное решение частных целей профессионального развития психологически будет мотивировать дальнейшую работу по совершенствованию профессионального мастерства в целом. И здесь важную роль могут сыграть: профессиональное самообразование накопление специальных знаний и усвоение практического опыта.
В целом же, процесс постановки цели охватывает три фазы:
1. Чего я хочу достичь на профессиональном поприще?
2. Что я могу для этого сделать?
3. К чему необходимо, в этой связи, сразу же приступить?
Примерный индивидуальный план профессионального развития.
№ | Профессиональные цели | Значимость | Срок (год) | Практические цели | К какому сроку | Контроль |
Реализация задач, предусмотренных индивидуальным планов профессионального развития в текущей, повседневной работе студента достигается путем активизации соответствующих психологических механизмов и осуществляется по следующим направлениям:
— учет изменений внешних условий;
— самоориентировка в будущей профессиональной деятельности;
— целенаправленное регулирование своих действий в сложных условиях;
— самопобуждение к преодолению трудностей;
— мобилизация и стимулирование своих психических возможностей;
— самоконтроль за реализацией целей профессиональной развития.
САМООБРАЗОВАНИЕ И ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ.
Правильный путь таков
усвой то, что сделали
твои предшественники и
иди дальше.