Здравое слово о главе пятьдесят седьмой

Следует уяснить, что использование рабом Аллаха выражения «если бы...» может иметь две разновидности: порицаемую и похвальную.

В порицаемом смысле это употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит: «Если бы я поступил так-то, то случилось бы так-то». Это и есть козни Шайтана, поскольку человек совершает сразу два нарушения:

— во-первых, его охватывают сожаление, гнев и печаль, что недопустимо, так как в этом нет никакой пользы;

— во-вторых, человек проявляет неучтивость по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютно все события, как крупные, так и мелкие, происходят по предустановлению и предопределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться и было совершенно неотвратимо. В словах «если бы было так» или «если бы я сделал так...» проявляется слабость веры в предустановление и предопределение Аллаха и своего рода несогласие с этим.

Совершенно очевидно, что раб Аллаха сможет обрести истинную веру и совершенный таухид только в случае отказа от этого.

В похвальном же смысле выражение «если бы...» употребляется тогда, когда раб Аллаха желает добра.

Например, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ...Если бы я знал это раньше, то не подгонял бы хадйа (дополнительные животные для жертвоприношения непосредственно в Каабе) и совершил бы малое паломничество. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также передал слова человека, желающего доброго дела: Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то.

Другое его высказывание: Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах ниспослал бы нам весть о них. Речь идёт о притче с аль-Хидром (см. суру «Пещера», 65—82).

Таким образом, если желающий добра скажет «если бы...», то это похвально, однако если это скажет сожалеющий о чём-то неприятном, то это порицается.

Использование выражения «если бы...» также зависит от конкретной ситуации, в которой находится говорящий. Если это влечёт за собой досаду, печаль, ослабление веры в предустановление и предопределение Аллаха, либо не имеет благих намерений, то это возбраняется. Приветствуется же использование выражения «если бы...» при стремлении к добру, наставлению и просвещению. Именно поэтому здесь рассматриваются две разновидности использования этого выражения.


Глава 58
О ЗАПРЕТЕ РУГАТЬ ВЕТЕР

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет ругать ветер.

2. Наставление говорить добрые слова, когда человек видит то, что ему неприятно.

3. Указание на то, что ветер является носителем воли Аллаха.

4. Ветру может быть приказано нести с собой добро или зло.

Убайй ибн Ка‘б рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Не ругайте ветер. Если вы увидели в нём то, что вам неприятно, то скажите: «О Аллах, истинно, мы испрашиваем у Тебя добра этого ветра, добра, которое он несёт с собой, и добра, которое ему велено творить, и прибегаем к Тебе от зла этого ветра, зла, которое он несёт с собой, и зла, которое ему приказано творить. Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным. (Ат-Тирмизи, [2253]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: