Определение мусульманина, верующего и мухаджира

Сообщается, что Абдулла ибн Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Мусульманин — это тот, кто не причиняет мусульманам вреда своим языком и своими руками, мухаджиром 024 же является тот, кто прекратил (совершать) запрещенное Аллахом".

Аль-Бухари

В той версии этого хадиса, которую приводит Ат-Тирмизи, к этому добавлено следующее: "... а верующим является тот, кому люди могут доверить свою жизнь и свое имущество".

Что же касается версии, приводимой имамом Ахмадом, то в ней к этому добавлено следующее: "... а борцом (муджахид) является тот, кто борется с собственной душой, чтобы прийти к покорности Аллаху".

В этом хадисе упоминается о достоинстве того, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) определяют как причину счастья человека в мире этом и в мире вечном, а именно — о достоинстве ислама, веры, отказа от запретного и борьбы с собственной душой.

Кроме того, в этом хадисе были даны краткие, но емкие определения всех этих понятий. Так, например, истинный ислам есть не что иное, как покорность Аллаху, полноценное поклонение Ему, а также соблюдение Его прав и прав мусульман. Ислам человека не будет совершенным до тех пор, пока он не станет желать другим мусульманам того же, чего желает самому себе, а это может осуществиться лишь в том случае, если они будут в полной безопасности от зла, которое он может причинить им своим языком и своими руками. Именно это и является основой того, чего он обязан придерживаться по отношению к мусульманам, ибо если они не будут в безопасности от этого, то как же человек сумеет выполнить то, что входит в число его обязанностей по отношению к его братьям в исламе? Таким образом, отказ от причинения зла мусульманам словом и делом свидетельствует о совершенстве ислама человека.

Верующим пророк (мир ему и благословение Аллаха) называет такого человека, которому люди могут доверить свою жизнь и свое имущество. И действительно, если вера появляется в сердце и наполняет его собой, то это накладывает на человека определенные обязательства по отношению к ней, важнейшими из которых являются сохранение доверенного, искренность во взаимоотношениях с людьми и боязнь допустить несправедливость в том, что имеет отношение к жизни и имуществу других. Если человек придерживается всего упомянутого нами, то люди замечают это, доверяют ему свои жизни и свое имущество и полагаются на него, зная, что он сохранит доверенное, ведь сохранение его относится к числу наиболее специфических обязанностей верующего, в связи с чем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Лишен веры тот, кто не отличается надежностью" 025.

Ибн Абу Шайба, Ахмад, Ибн Ади и Аль-Байхаки

Расставание (хиджра), являющееся обязанностью всех без исключения мусульман, пророк (мир ему и благословение Аллаха) определяет как удаление от грехов и ослушания. От этой обязанности ни при каких условиях не освобождается ни один из дееспособных мусульман, ибо Аллах запретил Своим рабам нарушать Его запреты и совершать грехи. Что же касается хиджры особого рода, иначе говоря, переселения из страны, в которой получило распространение неверие, или того места, где придерживаются нововведений, в страну распространения ислама и следования сунне, то она представляет собой часть хиджры как общей обязанности, но не является обязательной для всех без исключения, а становится таковой лишь при наличии известных условий.

И, наконец, пророк (мир ему и благословение Аллаха) называет муджахидом того, кто борется с собственной душой, стремясь прийти к покорности Аллаху. Поистине, душа, склонная к лени, старается уклониться от совершения благих дел, велит совершать дурное и быстро приходит в возбуждение под воздействием всевозможных бедствий. А это значит, что для того, чтобы обязать ее неуклонно подчиняться Аллаху, удержать от грехов и приучить терпеливо сносить тяготы, необходимо проявлять терпение и бороться с ней. Что же касается проявления покорности, то суть этого состоит в исполнении велений Аллаха, удалении от запретного и проявлении терпения по отношению к предопределенному.

Таким образом, истинным муджахидом является тот, кто борется с собственной душой ради осуществления всего вышеупомянутого, желая добиться того, чтобы душа выполняла свои обязанности и свои функции.

Человек, совершающий все то, на что указывает содержание этого хадиса, — выполняет свои религиозные обязанности в полном объеме. Так как, если человек не причиняет вреда мусульманам своим языком и своими руками, если люди могут доверить ему свою жизнь и свое имущество и если он удаляется от того, что запретил Аллах, и борется со своей душой, стремясь привести ее к покорности Аллаху, то это значит, что не осталось таких благих дел, будь то дела религиозные или мирские, явные или тайные, которых бы он не совершил, как не осталось и таких дурных дел, от которых бы он не отказался. А к успеху приводит один лишь Аллах!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: