1. Увлечение идеями социализма (кружок М.В. Петрашевского), сторонник радикальных революционных взглядов – конец 1840-х гг.
2. Разочарование в революционных идеалах, т.к. путь социалистического переустройства – это мучительный путь катаклизмов и потрясений, путь страданий – 1850-е гг.
3. Формирование теории почвенничества, согласно которой главной задачей переустройства общества является сближение различных социальных слоев на основе христианских идей, народного мировоззрения. Общественным идеалом Достоевского становится соборность, единение; этот идеал противоположен буржуазному индивидуализму. Достоевский - противник всяких революционных преобразований, т.к. полагает, что первозначима не социальная эволюция общества, а духовная эволюция человека. Социальное зло вытекает из нравственной деградации, что в первую очередь объясняется забвением законов Христа. «Если Бога нет, – все позволено», человек не будет верить в бессмертие, а поэтому не будет поступать нравственно. Подобную систему взглядов в истории философии обозначают как христианский социализм.
|
|
Тематика и проблематика творчества Достоевского
Центральная проблема – «личность и общество» или «человек и мир», которая реализуется в следующих темах и идеях:
- тема вседозволенности, если нет Бога и бессмертия души;
- тема исповеди без покаяния, «бесстыдной правды»;
- тема последних моментов сознания (тема смертной казни и самоубийства);
- тема сознания, находящегося на грани безумия;
- тема сладострастия, проникшего в сферы сознания и мысли;
- тема «неуместности» и «неблагообразия» жизни, оторванной от народных корней и народной веры;
- тема преступления как следствия «небратского» состояния общества, показателя аномалии общественного сознания.