Задание 1. Укажите тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).
Образец:
Интересная книга – согласование;
Написать изложение – управление и т.д.
Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединенное место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстрее; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; заниматься по плану; проснуться рано; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски.
Задание 2. Рассмотрите предложения. выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) в предложениях.
1. На спинке стула у него в комнате висело холстинное полотенце, в углу стоял кувшин холодной колодезной воды (М.А.Шолохов). 2. Что-то заворочалось в потемках и испустило глубокий вздох (А.П.Чехов). 3. Половина неба затянулась красным дымом (К.Г.Паустовский). 4. Меня взялся приобщать к подледному лову мой друг Саша Косицын (В.А.Солоухин). 5. И что-то тут случилось невидимое. Что-то незаметное, скрытое вдруг распахнулось (В.Вересаев). 6. Стаи белых птиц метались перед ней, как хлопья одуванчика (К.Г.Паустовский). 7. За два дня до собрания гремяченской партячейки к Нагульнову на квартиру пришли шесть колхозниц (М.А.Шолохов). 8. Мы трое пошли вечером на ялтинскую пристань (В.Г.Паустовский). 9. Я продолжал переписываться с отцом (В.Гиляровский). 10. В курене у знакомого Якову Лукичу казака сидело человек 20 хуторян (М.А.Шолохов). 11. На столике горели две восковые свечи (К.Г.Паустовский). 12. Ее [голову] красиво окружает венчик седых кудрей (М.Горький).
|
|
Задание 3. В следующих предложениях найдите главные члены и определите, чем они выражены. Между подлежащим и сказуемым в необходимых случаях поставьте тире. Обоснуйте его постановку.
1. Притаившись, я соображал, пороть значит расшивать платье, отданное в краску, а сечь и бить одно и то же, видимо (М.Горький). 2. Смотреть на все это невыносимо тяжело (М.Горький). 3. Ночь была полна глубокой тишины, и темнота ее казалась бархатной и теплой (А.И.Куприн). 4. Я стал не тем, кем был тогда (С.Есенин). 5. Быть поэтом значит петь раздолье… (С.А.Есенин). 6. То было веселое и беспокойное племя маленьких черноморцев (К.Г.Паустовский). 7. Электросварка дело, требующее тонкого знания (Б.Полевой.). 8. Вано решил идти вперед, хотя и знал, где находится крепость (К.Г.Паустовский). 9. Стоять на месте невозможно (К.Г.Паустовский). 10. Дом наш тоже большой пароход. Папин врачебный кабинет капитанский мостик (Л.Кассиль). 11.Иванов, наверное, второкурсник (Д.Э.Розенталь).
|
|
Задание 4. Расставьте знаки препинания в тексте.
Деревья бульвара серые от пыли неподвижно млели под горячим безжалостным солнцем и давали такую же серую неохлаждённую тень. На всех скамейках сидели мужчины и женщины грязно и странно одетые без платков и шапок как будто они тут и жили и у них не было другого дома. Были лица равнодушные и злые но на всех них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему. Часто чья-нибудь лохматая голова клонилась бессильно на плечо и тело невольно искало простора для сна, как у третьеклассного пассажира проехавшего тысячи вёрст без отдыха, но лечь было негде.
По дорожкам расхаживал с палкой сторож и смотрел чтобы кто-нибудь не развалился на скамейке или не бросился на траву порыжевшую от солнца на такую мягкую такую прохладную. Женщины всегда одетые более чисто даже с намёком на моду, были все как будто на одно лицо и одного возраста хотя иногда попадались совсем старые или молоденькие почти дети.