В мире IT существует определенная конкуренция между заказными и покупными системами.
Основной аргумент сторонников заказных систем - "каждый серьезный бизнес уникален и требует собственной разработки; универсализм - синоним бедности".
Аргументы их противников - "количество типовых решений конечно и невелико. Одни и те же организационные решения работают в различных отраслях промышленности".
Существует значительное количество аргументов в пользу покупных систем, например:
1) Cистема X разрабатывается вендором(разработчиком) Y уже Z лет. За это время он освоил рынки крупнейших стран Запада, позади тысячи внедрений, что говорит о высоком качестве системы.
2) Система базируется на референтной (эталонной) модели бизнеса. Данная модель апробирована на предприятиях десятков государств и отраслей промышленности и помимо собственно системы вы (покупатель) получите подробные инструкции о том, как правильно вести бизнес и побеждать в конкурентной борьбе.
На порождение этих аргументов работают отделы маркетинга таких гигантов этого сегмента IT-индустрии, как SAP, Oracle, SAGE, Microsoft, SSA Global и др. И эти аргументы действительно и серьезны и убедительны. Тем не менее, соотношение заказных и покупных систем автоматизации предприятий в мире оценивается, примерно, как 50:50.
|
|
По сути, выбор осуществляется даже не из 2, а из 3 вариантов:
1. закупить решение у вендора;
2. заказать эксклюзивное решение у фирмы-производителя прикладного программного обеспечения.
3. изготовить решение самостоятельно.
Основные критерии выбора:
- цена;
- степень уникальности бизнеса компании;
- уровень сервисного обслуживания.
Ценовые вопросы сводятся к анализу затрат на:
- закупку (или разработку),
- мероприятия по внедрению решения,
- владение (включая необходимые доработки).
Степень уникальности бизнеса компании характеризуется степенью отражения особенностей бизнеса компании в решениях, представленных на рынке.
Уровень сервисного обслуживания характеризуется наличием поддержки покупного программного обеспечения по месту размещения предприятия компании, политикой вендора (разработчика) в области поддержки, наличием горячей линии и т.п.
На практике зачастую используется комбинация 1 и 3, либо 2 и 3 вариантов: система закупается, либо разрабатывается на стороне, внедряется, затем ее сопровождение и развитие переходит к отделу автоматизации предприятия.