Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение» или, в нашем понимании этого слова, «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» — в буквальном смысле «введение нового» — означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество — становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение(инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация», что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
|
|
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс перевода новшества (новации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которого формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции — рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) — рынок чистой конкуренции нововведений.
Переход от одного качественного состояния организации к другому требует затрат экономических ресурсов (материалов, энергии, времени, труда и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновацию) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции, и время. Три основных компонента — новшества (новации), капитал (инвестиции), нововведения (инновации) — формируют конкурентный рынок нововведений как сферу инновационной деятельности.
Под нововведениями (инновациями) в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
|
|
В каждом бизнесе есть три вида инноваций:
- в продуктах или услугах;
- в рынках, поведении и ценностях покупателей (социальные инновации);
- в различных изменениях деятельности организации, необходимых для создания продукции доведения ее до рынка (менеджерская инновация).
Инновация - это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, с изменениями в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации - ее влияние на внешнюю среду.
Инновации имеют две основные особенности:
- новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);
- новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.
Исходя из экономической природы нововведения, главной является рыночная новизна, а научно-техническая имеет подчиненное значение.
Рыночная новизна рассматривается в широком и узком смысле. Рыночной новизной в широком смысле или абсолютной рыночной новизной обладает товар, который отличается от любых других товаров, продаваемых где-либо. Рыночной новизной в узком смысле, относительной или локальной новизной обладает товар для какой-то части своих потребителей. При этом несущественно, когда инновация в действительности появилась на рынке.
Научно-техническая новизна - это обязательное свойство изобретения, или научно-технического ноу-хау, а не нововведения. Если инновация основана на одном или нескольких изобретениях или ноу-хау, то она кроме рыночной обладает еще и научно-технической новизной. Степень оригинальности научно-технической идеи, на которой основано нововведение, не интересует потребителя. Он оценивает полезный эффект товара в соответствии с затратами на его приобретение и эксплуатацию.
Для производителя степень научно-технической новизны имеет важное значение: первенство позволяет монополизировать право на идею с помощью патентов и секретов производства. Монопольное право производителя в сочетании с исключительными свойствами товара, которые обеспечивают потребителям значительно больший эффект на единицу цены по сравнению с прежними изделиями, обеспечивают фирме на определенный период устойчивое экономическое положение.
Нововведения могут и не обладать научно-технической новизной, но тем не менее являются эффективными и оказывают существенное влияние на экономические процессы и прежде всего на структуру производства и потребления (например, кредитные карточки, персональные компьютеры, различные услуги). По исследованиям американских экономистов, в 60-х годах более половины новых продуктов не обладали сколько-нибудь значительной научно-технической новизной.
Вместе с тем сегодня картина меняется. Растет доля нововведений, обладающих одновременно рыночной и научно-технической новизной, что является следствием происходящей научно-технической революции.
Не только корпорации и фирмы, но и государства в целом уделяют значительное внимание наукоемким технологиям, в которых доля затрат на научно-исследовательские и научно-конструкторские работы (НИОКР) в добавленной стоимости выше, чем в целом по промышленности. Также в экономической литературе употребляется термин «высокие технологии», где затраты на НИОКР составляют не менее 10% добавленной стоимости и затраты на оплату труда ученых, инженеров и техников превышают 10% общих затрат на наем рабочей силы.
|
|
На базе наукоемких технологий возникли крупнейшие отрасли промышленности: производство полупроводников, интегральных схем, лазеров, фармацевтической продукции, аэрокосмической техники, робототехники и т.д. Например, затраты на НИОКР при создании роботов доходят до 15% от объема продаж. Это является высоким уровнем даже для наукоемких отраслей.
Сердцевиной инновационной деятельности фирмы является освоение (коммерциализация) новых видов продукции или методов ее производства, доставки и реализации.
Новый (улучшенный) продукт — это продукт, технологические характеристики или варианты возможного использования которого значительно отличаются от производимых ранее продуктов. Подобные инновации могут базироваться на радикально новых технологиях, комбинировании по-новому известных технологий или быть результатом использования новых знаний.
Новый (улучшенный) процесс — это внедрение технологически новых или улучшенных методов производства, включая методы распределения товара, его доставки и реализации. Процессы приходится совершенствовать, либо когда новые или улучшенные продукты не могут быть произведены (реализованы) с помощью существующих методов производства, либо когда есть надежда на значительное повышение эффективности производства и реализации существующих продуктов.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод:
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное)использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,организационно-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.