Инновационные стратегии

Это комплекс действий, предпринимаемых организацией для достижения долгосрочного конкурентного преимущества. В соответствии с распространенной классификацией выделяются следующие стратегии: технологическое и рыночное лидерство, стратегия «следования за лидером, стратегия имитации, стратегия зависимости, стратегия «ниши». При этом фирма может одновременно применять различные стратегии в различных сегментах рынка.

При этом нет никаких гарантий того, что сделанный новый продукт будет превосходить уже существующие на рынке. Следовательно, эта стратегия связана с огромным риском. Во-первых, уникальный продукт может быть оценен потребителем недостаточно высоко, т. е. более высокие цены, назначаемые фирмой для покрытия издержек, связанных с разработкой такого продукта, окажутся неоправданными. Во-вторых, не исключена возможность, что конкуренты смогут быстро наладить копирование таких новинок с уникальными особенностями.

Обычно стратегии лидерства целесообразны, когда организация конкурирует в сфере быстрорастущего производства, в производственной сфере, переживающей быстрые технологические преобразования, или компания производит продукт, пользующийся спросом, но выпуск которого находится на начальной стадии жизненного цикла и спрос на него хотя и увеличивается, но еще не устоялся.

Несмотря на вы­держки и риски, связанные с инновациями, эта стратегия продолжает оставаться привлекательной для достижения таких целей, как обеспечение быстрого роста продаж и доли на рынке, получение высокой прибыли на инвестированный капитал и завоевание устойчивой базы потребителей.

Стратегия «следования за лидером» фокусируется на быстром расширении рыночной базы. Смысл следования за лидером состоит в том, что фирма сосредотачивается на продуктах, уже получивших признание рынка. В этих целях фирма постоянно отслеживает направления НИОКР технологического лидера и стремится создавать минимальный научный задел в данных областях, чтобы сократить время научно-технической (предпромышленной) подготовки продукта до его выхода на рынок, следуя за лидером.

Стратегия имитации базируется на использовании известных технологий и их развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Характерный пример подобной стратегии дает фармацевтическая промышленность в развивающихся странах, где производятся лицензированные лекарства или популярные лекарства с истекшими патентами. Фирма, проводящая стратегию имитации, не несет расходов на исследования (за исключением затрат на приобретение лицензии, поэтому может добиться значительного снижения удельных издержек, а следовательно, высокой рентабельности продаж. Как и в стратегии «следования за лидером» основное внимание уделяется быстрому освоению технологии и запуску товара в производство.

Стратегия зависимости — предельный случай стратегии имитации. Фирма сосредотачивает усилия лишь на производстве и маркетинге. Такие стратегии характерны для совместных производств или подразделений крупных международных компаний, проникающих на новые рынки.

Стратегия «ниши» заключается в поиске ниши на рынке, не привлекательной по масштабу продаж для крупной фирмы, но достаточной, чтобы обеспечивать существование и развитие небольшой фирмы. Основное требование к данной стратегии - достаточное внимание к опытно-конструкторским разработкам и освоению модифицированной продукции, чтобы удовлетворить требования специфических заказчиков.

В сущности, вышеописанные инновационные стратегии в той или индсвязаны с инновационным риском, а степень этого риска может быть упрощенно (схематично) определена следующим образом. В общем виде любая инновационная стратегия распадается на три типа нововведений:

1) по продукту - существующий/новый;

2) по рынку - существующий/новый;

3) по технологии - существующая/новая.

Соответственно, возможны шесть вариантов сочетания данных переменных (рис.2.5.1). Перемещение из левого верхнего угла рисунка вправый нижний характеризует нарастание риска инновационной стратегии. Следует отметить, что в современных российских условиях наименее контролируемым и, следовательнопотенциально наиболее рисковым фактором выступает выход на новые рынки.

Существующий продукт Существующий рынок Существующая технология Существующий продукт Новый рынок Существующая технология Существующий продукт Новый рынок Новая технология
Новый продуктСуществующий рынок Существующая технология Новый продукт Новый рынок Существующая технология Новый продукт Новый рынок Новая технология

Рис.2.5.1. Варианты типов нововведений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: