Таким образом, исходя из этих подходов, можно классифицировать рыночные цены по следующим критериям.
1) по степени регулирования:
жестко фиксированные цены,
регулируемые (диапазон, потолки или, напротив, нижняя планка цены) — прямое регулирование; косвенное — через льготы;
свободные цены;
2) по степени устойчивости:
твердые (на весь срок действия договора),
скользящие (вводится порядок корректировки), с последующей фиксацией (через указанный срок) или подвижные (корректировка с учетом изменения спроса);
3) по учетному критерию: цены продажи и цены потребления (в последнюю входят помимо цены продажи расходы в процессе эксплуатации — транспортировка, страхование, налоги, ремонт и пр.).
4) по объекту продажи: цены на ресурсы (земля, труд, капитал) или готовую продукцию (здание, товары промышленного или народного потребления);
5) по функциональному критерию: прочие цены — базовые (расчетные, справочные, прейскурантные), трансфертные (передаточные между подразделениями организации), мировые, демпинговые (заниженные цены, устанавливаемые ниже себестоимости, образующийся убыток покрывается за счет прибыли на уже завоеванных рынках).
|
|
Универсальный алгоритм расчета исходной цены
Несмотря на такое разнообразие цен, существует следующий универсальный алгоритм расчета исходной цены.
Для этого нужно:
определить цель ценообразования (привлечение инвестиций пополнение бюджета в краткосрочном или долгосрочном периоде, для предприятия — завоевание рынка, лидерство по качеству, выживание, получение краткосрочной прибыли);
проанализировать спрос (кто потенциальные покупатели);
проанализировать издержки (производства, продажи и потребления);
проанализировать цены на аналогичные ресурсы конкурента;
выбрать метод ценообразования (рассмотрены ниже);
установить цену с учетом ситуации на рынке и поставленных целей.
В зависимости от реализуемых целей и исходя из соотношения цена/качество товара для определения ценовой политики фирмы применяется модель Котлера (табл. 2).
Таблица 2