Классификация рыночных цен

Таким образом, исходя из этих подходов, можно классифицировать рыночные цены по следующим критериям.

1) по степени регулирования:

жестко фиксированные цены,

регулируемые (диапазон, потолки или, напротив, нижняя планка цены) — прямое регулирование; косвенное — через льготы;

свободные цены;

2) по степени устойчивости:

твердые (на весь срок действия договора),

скользящие (вводится порядок корректировки), с последующей фиксацией (через указанный срок) или подвижные (корректировка с учетом изменения спроса);

3) по учетному критерию: цены продажи и цены потребления (в последнюю входят помимо цены продажи расходы в процессе эксплуатации — транспортировка, страхование, налоги, ремонт и пр.).

4) по объекту продажи: цены на ресурсы (земля, труд, капитал) или готовую продукцию (здание, товары промышленного или народного потребления);

5) по функциональному критерию: прочие цены — базовые (расчетные, справочные, прейскурантные), трансфертные (передаточные между подразделениями организации), мировые, демпинговые (заниженные цены, устанавливаемые ниже себестоимости, образующийся убыток покрывается за счет прибыли на уже завоеванных рынках).

Универсальный алгоритм расчета исходной цены

Несмотря на такое разнообразие цен, существует следующий универсальный алгоритм расчета исходной цены.

Для этого нужно:

определить цель ценообразования (привлечение инвестиций пополнение бюджета в краткосрочном или долгосрочном периоде, для предприятия — завоевание рынка, лидерство по качеству, выживание, получение краткосрочной прибыли);

проанализировать спрос (кто потенциальные покупатели);

проанализировать издержки (производства, продажи и потребления);

проанализировать цены на аналогичные ресурсы конкурента;

выбрать метод ценообразования (рассмотрены ниже);

установить цену с учетом ситуации на рынке и поставленных целей.

В зависимости от реализуемых целей и исходя из соотношения цена/качество товара для определения ценовой политики фирмы применяется модель Котлера (табл. 2).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: