Термин «Постмодернизм» (от лат. «после» и фран. «модерн») – это, что после модерна. В 30-е годы этот термин стали применять для обозначения реакции на модернизм, хотя в 1914 году немец Панвиц этот термин употребил в качестве реакции и конца западного искусства. И только с конца 50-х годов культура столкнулась с явлением философского кризиса, а уже в 1970-х годах заговорили о постмодернизме, как об определенном умонастроении, которое отражало упадок идеалов мировой культуры и ее ценностей, созданных Возрождением и Просвещением.
Сформировалось новое мировоззрение, которое проявлялось в противоречии между традиционными ценностями с одной стороны и окружающей действительность – с другой применительно к литературе термин постмодернизм применил американский культуролог И. Хассан, ему же принадлежит классификация свойств постмодернизма.
В использование этого термина тоже есть противоречия. Есть исследователи, которые не признают его, считая его игрой слов и по сути дела продолжением модернизма. Другая группа полагает, что это новое мироощущение, которое отражает состояние сознание человека. Вместе с тем следует признать, что одновременно постмодернистские тенденции обнаружились почти во всех видах искусства.
Черты постмодернизма:
Ø разрушение основной концепции, основных принципов художественных произведений (в том числе и авторская концепция) – принцип ризоматичности (этот термин принадлежит Ж. Делезу и Ф. Гваттари);
Ø тяга к игре, театральное начало. Явление авторской маски, одним из компонентов этой игры является интертекстуальность – игра чужими словами, или в музыке это называют полистилистикой, отсюда определенная клишированность;
Ø снятие границ между высоким и низким, между элитарным и массовым
Ø многоуровневая организация текста, так называемая «смерть автора». Впервые о «смерти автора» заговорил Ж. Деррида
Ø мистификация, парадоксальный сюжет, внимание к психологической жизни, существование героев в параллельных мирах: в настоящем или выдуманном, экзотические персонажи, потребление ненормированной лексики, возможность самых разнообразных толкований текстов;
Ø поэтика постмодернизма: оксюморон, аллегория, аллюзия, реминисценция, цитата.
Представители: У. Эко, Ж.Даррида, у истоков Борхис и Фаулз, В. Пелевин, Д. Пригов, А. Соколов, В. Сорокин, Б. Акунин, И. Бродский, Т. Кибиров, Л. Рубинштейн.
Особенности русского постмодернизма:
v в силу определенных идеологический условий русский постмодернизм сформировался гораздо позже западного из-за чего он оказался в так называемом андеграунде (неразрешенная литература);
v сформировался как противовес соцреалистическим клише, потому что линия модернизма в Советском Союзе была прервана, а следовательно, он изначально на первом этапе имел политический характер и оформился в направление «Соц-арта» - главное здесь ирония, осмеивание на идеологические и социальные стереотипы нашей жизни. На следующих этапах, начиная с 80-х годов, русский постмодернизм осваивает чисто эстетические задачи: пародирование стереотипов уходит на второй план.
Этапы русского постмодернизма:
1. период становления - конец 60-х, начало 70-х: Андрей Битов, Венедикт Ерофеев, Саша Соколов
2. период утверждения - 70-е-80-е
3. период легализации - 80-е-90-е.