В помощь классным руководителям.
Методическая разработка классного часа с элементами тренинга для учеников 10-11 класов
«ЖИЗНЬ БЕЗ КОНФЛИКТОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу
Задачи:
1. Обучение навыкам бесконфликтного общения.
2. Создание условий для формирования психологически комфортного климата в коллективе
3. Формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам, формитование толерантной модели общения и взаимоотношений.
4. Воспитание толерантной личности.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята,сегодня мы с вами поговорим:
- как построить свою жизнь без конфликтов,
- разберем и проанализием понятие «конфликт», «конфликтная ситуация»
- выясним причины возникновения конфликтов,
- с помощью одного тренингового упражнения, которое называется «Учимся не обижаться» попробуем научиться «прощать обидь и обидчика»
- о способах и методах предотвращения конфликтов и варианты конструктивного их разрешения
- о толерантности и толерантной модели взаимотношений –как ефективном методе жизни без конфликтов
- попробуем разобраться толерантная личность - какая она на ваш взгляд?
Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Особенно очень часты
конфликты в детских и подростковых коллективах, когда наши мальчики и девочки в силу своего юного возраста, не имея, достаточного жизненного опыта, не обладая навыками конструктивного решения конфликтной ситуации делают очень много ошибок.
А как вы думаете ребята, можно ли не превратить конфликтную ситуацию, даже если она уже создалась в конфликт? Думаете, это невозможно? Ну что ж, давайте разбираться... Итак … кто мне скажет, что же означает слово конфликт? Как вы думаете ребята (ответы учащихся). А теперь обратимся к толковому словарю.
Конфликт – (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.
Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликтная ситуация разрешается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
Социологи отмечают, что отсутствие у подростков практических знаний теории конфликтов, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие. Существовать в современном мире без конфликтов практически невозможно, но научиться правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками, учителями, окружающими – одна из реально выполнимых задач.
Конфликт – закономерное явление, так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими интересами, индивидуально-типологическими особенностями, направленностью, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем.
Следовательно, конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми.
Следовательно, нам надо знать и уметь вести себя в конфликтной ситуации и что необходимо делать для их предупреждения и конструктивного их разрешения.
Из-за чего разгораются конфликты?
- невозможность получить то, что хочется или необходимо;
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- отсутствие третьей стороны.
- многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.
- низкая культура общения,
- неумение быть мудрее, терпимей, благосклонней, уступчивей,
-не наунаучились просить прощения, когдамы не правы,