Осуществление любого процесса управления возможно лишь при наличии его структурной организации. Это означает, что управление маркетингом на предприятии предполагает наличие определенной организационной формы которая соответствует специфике предприятия и которая характеризуется следующим образом:
1. Составом и содержанием функции управления. например, управление рекламой, ценообразованием, сегментом рынка и т.д.
2. Необходимой численностью работников занятых реализацией данных функций управления, т.е. руководителей и служащих.
3. Составом структурных подразделений, аппаратом управления.
4. Иерархическим построением аппарата управления.
5. Организацией взаимодействия как подразделений аппарата управления, так и отдельных работников.
Структура маркетинговой службы зависит от распределения функциональных обязанностей в реализации маркетинговых вопросов на макро и микро уровне.
В практике фирм работающих в условиях рыночных сложились и хорошо зарекомендовали себя несколько типов организации маркетинга:
|
|
1. функциональная организация;
2. товарная организация;
3. рыночная (сегментная) и региональная организация;
4. смешанная организация структуры маркетинга.
Функциональная организация.
Службы маркетинга организованы строго в разрезе основных функциональных задач. Выделяются подразделения по продвижению товаров на рынке, по сбыту, по маркетинговым исследованиям спроса, ценообразования. Иногда в качестве самостоятельного выделяют сервисное подразделение. Подчиняются все подразделения либо начальнику отдела по маркетингу, либо зам. директора по маркетингу. Функциональная структура выглядит как простое подчинение.
|
Второй тип структуры товарная организация.
Весь маркетинг жестко разделен по отдельным товарам либо товарным группам и в качестве ключевой фигуры вступает управляющий по товарам А, Б и т.д. преимущество такого типа организации заключается в том, что персонал специализируется на конкретном товаре, глубоко изучает специфик по всем направлениям маркетинга. Данная структура встречается, когда у предприятия встречается много товаров требующих специфических условий сбыта производства и обслуживания.
|
Недостаток этой структуры – незначительная глубина функциональной специализации. Приходится привлекать специалистов.
Рыночная и региональная организация.
Имеет место на крупных производствах которые обслуживают несколько рынков. Для этого создаются структурные единицы отвечающие за маркетинг в тех или иных рынках и регионах.
|
|
|
|
Смешанная структура объединяет все положительное в функциональной и товарной организациях и выделяются, как структуры матричного управления в сфере маркетинга. Зам. директора по маркетингу подчиняется ряд функциональных отделов, с другой стороны управляющий маркетингу товаров.
|
Цикл управления характеризуется следующей цепочкой:
ü формирование целей, ясное и понятное не только для руководства, но и для всего коллектива, с особым акцентом на социальную значимость, общественную полезность такой деятельности;
ü выявление проблем, которые могут возникать на пути к достижению цели;
ü выявление возможных вариантов решения проблемы, оценка благоприятных для предприятия условий достижения поставленных целей;
ü оценка вероятных последствий на альтернативной основе;
ü выбор наиболее предпочтительной альтернативы;
ü разработка детального плана (программы) действий и обеспечение его бюджетом и другими средствами для достижения поставленных целей;
ü непосредственное руководство программой (планом), включая коммуникационную деятельность (выдача рекомендаций, инструкций, указаний, директив;
ü оценка достижения поставленных целей, контроль исполнения;
ü отслеживание важнейших тенденций развития внешней среды, возможных сбоев в деятельности предприятия, организация обратной связи.
[Кэ1]