Предметом бухгалтерского учета любой организации является кругооборот хозяйственных средств. В процессе кругооборота в результате использования финансовых ресурсов (активов) предприятие получает доходы, возмещающие его расходы на производство и реализацию продукции (работ услуг) и увеличивающие вложенный капитал учредителей предприятия на величину остатка нераспределенной (чистой) прибыли.
Процесс кругооборота средств начинается с создания производственных запасов расходования денежных средств и завершается стадией реализации, на которой хозяйственные средства обретают денежную форму, что дает возможность для возобновления нового цикла кругооборота. Модели кругооборота у производственного и торгового предприятия различны. В кругообороте хозяйственных средств производственного предприятия имеется стадия производства, отсутствующая у торгового предприятия.
Процесс снабжения (заготовления) – совокупность операций по обеспечению предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.
|
|
Приобретая материальные ценности, предприятие уплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам. Оптовые цены – цены, по которым одно предприятие продает продукцию другому предприятию. Предприятие несет также расходы, связанные с транспортировкой и погрузочно-разгрузочными работами (транспортно-заготовительные расходы – ТЗР). Оптовые цены и ТЗР составляют фактическую заготовительную себестоимость предметов труда.
Таким образом, затраты по приобретению материальных запасов состоят из двух слагаемых: покупной цены и величины расходов по приобретению (в том числе по доставке их до склада предприятия).
В бухгалтерском балансе материалы отражаются в сумме фактических затрат на их заготовление и приобретение, т. е. по фактической себестоимости.
В бухгалтерском учете материалы учитываются на синтетических счетах: 10 «Материалы», 15 «Заготовление _______и приобретение материалов», 16 «Отклонения в стоимости материалов».
На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления материалов может осуществляться одним из двух способов. При первом способе все затраты по приобретению материалов отражаются на одноименном счете 10 «Материалы».
Пример: ООО «Пассив» покупает канцелярские принадлежности для сотрудников бухгалтерии на сумму 118 000 рублей, в т.ч. НДС.
Проводки:
Дт 60 Кт 51 на сумму 118 000 – оплачен счет поставщика;
Дт 10 Кт 60 на сумму 100 000 – поступили канцелярские принадлежности в организацию;
Дт 19 Кт 60 на сумму 18 000 – принят к учету «входящий» НДС;
Дт 26 Кт 10 на сумму 100 000 – канцелярские принадлежности выданы сотрудникам.
|
|
При втором способе обязательно применение счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», по дебету которого отражаются фактические затраты на приобретение (заготовление) материальных ценностей, а по кредиту – учетная стоимость поступивших в организацию и оприходованных запасов. Разница между учетной и фактической стоимостью списывается со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Накопленные на счете 16 разницы списываются (сторнируются – при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов.
Пример: ООО «Пассив» покупает бумагу для сотрудников бухгалтерии (100 пачек). Учетная цена пачки 90 рублей. Поставщик выставил счет за бумагу на сумму 11 800 (в т.ч. НДС 1 800) рублей.
Проводки:
Дт 60 Кт 51 на сумму 11 800 – оплачен счет поставщика;
Дт 10 Кт 15 на сумму 9 000 – принята к учету бумага по учетной цене;
Дт 15 Кт 60 на сумму 10 000 – принята к учету бумага по фактической цене;
Дт 19 Кт 60 на сумму 1 800 – принят к учету «входящий» НДС.
Учетная стоимость бумаги 9 000 руб., фактическая – 10 000 руб., следовательно:
Дт 16 Кт 15 на сумму 1 000 – списан перерасход;
Дт 26 Кт 10 на сумму 9 000 – выдана бумага сотрудникам.
Далее в конце месяца отклонения, учтенные на счете 16, списываются:
Дт 26 Кт 16 на сумму 1 000 руб. – списаны отклонения.