Контрольные вопросы
Раздел 2. Методология управления персоналом таможенной системы
Методология управления персоналом, как учение о структуре, законо- мерностях, методах и средствах определенной деятельности, рассматривает: сущность персонала организации как объекта управления; процесс форми- рования поведения индивидов, соответствующий целям и задачам органи- зации; методы и принципы управления работниками в процессе трудовой деятельности с точки зрения наиболее полного и эффективного развития и использования их потенциала в достижении целей организации (Феде- ральной таможенной службы). [24, c. 72]
2.1. закономерности управления персоналом таможенных органов
Объективной основой требований к системе и технологии управления персоналом таможенного органа являются не только общие законы и зако- номерности теории управления, но и закономерности, присущие этому про- цессу. [23, c.103]
2.1.1. Общие закономерности управления персоналом
Закономерности, как объективные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями и процессами проявляются и реализуются через деятельность людей.
Изменение состава
|
| Возрастание роли одних и снижение других функций
| и содержания функ-
| управления персоналом на разных ступенях управления
| ций управления
|
| и изменение их содержания в связи с развитием и совер-
| персоналом
| шенствованием таможенной службы
|
|
Основополагающими закономерностями управления персоналом явля- ются:
Раздел 2. Методология управления персоналом таможенной системы 25
2.1.2.
Соответствие системы
|
| Исходя из требований производственной деятельности,
| управления персона-
| система управления персоналом должна соответствовать
| лом целям и задачам
|
| целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития
| таможенного органа
| таможенной службы
|
|
Специфические (частные) закономерности управления персоналом таможенного органа
Системное формирование управления персоналом
|
| Необходимость учета всех возможных взаимосвязей вну- три системы управления персоналом, между ее подсисте- мами и элементами, между системой управления персона- лом и системой управления таможенным органом в целом, а также таможенным органом и внешней средой
|
|
|
Пропорциональность управления персоналом
|
| Пропорциональность на всех уровнях и во всех частях системы управления персоналом; оптимальность соот- ношения численности работников системы управления персоналом и таможенных органов
|
|
|
Ожидаемый итог — это фактор, обусловливающий содер- жание, организацию и методику процесса управления
| Наличие стадий, этапов и их завершенность — одна из сущностных закономерностей процесса управления
| За прогнозированием следует проектирование, а за ним — объектирование, планирование, непосредственное воздей- ствие на объект управления, проверка исполнения
|
|
Изменение состава и содержания функ- ций управления персоналом
|
| Взаимодействие закономерностей, их влияние друг на друга своими свойствами и особенностями повышают
результативность всего процесса управления персоналом
|
|
|
Направленность на результат
| Стадийность
| Последователь- ность, смена ста- дий, состояний
|
|
Пропорциональное со- четание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом
|
| Необходимость пропорционального совершенствования всех подсистем и элементов системы управления персона- лом для недопущения и исключения диспропорций
в целостной системе управления
|
|
|
Оптимальное
|
|
| | сочетание централи-
| Определение степени централизации функций управле-
| | зации и децентрали-
| ния персоналом в сочетании с децентрализацией части
| |
| | зации управления
| функций
| | персоналом
|
| |
|
Совокупность непосредственно взаимосвязанных
и взаимообусловленных, целесообразных, повторяющихся, имеющих четкую структуру элементов управления
|
Конкретный подход к пониманию и осуществлению смены этапов, стадий, фаз управления персоналом
|
Минимизация числа ступеней управления персоналом
|
| Эффективность системы управления персоналом напрямую зависит от количества уровней управления
|
|
|
Линейно-функционального и целевого управления
|
Выработки и принятия решений
|
Первого лица и единства распорядительства
|
Контроля исполнения решений
|
Закономерности управления персоналом влияют на состояние всех под- систем и элементов системы управления организацией. Например, законо- мерность
минимизации числа ступеней управления персоналом взаимо- действует с закономерностью оптимального сочетания централизации и децентрализации управления персоналом и закономерностью изменения состава и содержания функций управления персоналом.
2.2.2
| Частные принципы управления персоналом
|
| |
|
| | Демократизации
|
|
| Информатизации
| |
|
| |
|
| | Конкурсности
|
|
| Нацеленности на результат
| |
|
| |
|
| |
| Соответствия
| | Индивидуализации работы с кадрами
|
|
| |
| |
|
| Повышения квалификации
| | Сменяемости
|
| |
| |
|
| Обучения и воспитания
| | Непрерывности
|
| |
| |
|
| Обеспечения профессионального роста
(перспективности)
| | Оперативности
|
| |
| |
|
| | Гибкости
|
|
| Развития творческого потенциала
| |
|
| |
|
| | Преемственности
|
|
| Социальной защищенности
| |
|
| |
|
| Моральной и материальной мотивации
| | Справедливости
|
| |
|
| |
| | Психологической совместимости
|
| |
| | | | | | | | |
|
Так, сокращение числа ступеней управления персоналом приводит к изменению соотношения централизации и децентрализации функций на оставшихся ступенях управления персоналом, потому что меняются состав и содержание функций управления персоналом на этих ступенях. В свою очередь, изменение функций управления персоналом и соотношения цен- трализации и децентрализации приводит к изменению числа ступеней и системы управления персоналом. [23, c. 105]
2.2. Принципы управления персоналом в таможенных органах
Сущностью деятельности по управлению персоналом, содержательной частью системы являются принципы и методы управления персоналом. Поэтому система управления персоналом опирается на принципы, соответ- ствующие условиям, в которых осуществляется управление организацией.
Принципы — это основные правила, исходные положения и нормы дея- тельности организации, определяющие структуру, механизмы функцио- нирования и организационную культуру организации и которым должны следовать руководители (субъекты управления) в процессе управления персоналом. [22, c. 54]
2.2.1
| Общие принципы управления персоналом
|
| |
|
| | Научности
|
|
| Сочетания единоначалия
и коллегиальности
| |
|
| |
|
| | Плановости
|
| |
| Централизации и децентрализации
| |
| | Ответственности
|
|
| |
| Отбора, подбора и расстановки кадров
| |
| | Законности
|
|
| |
| Научной организации труда
| |
| | Системности
|
|
| Информационной достаточности
| |
|
| |
|
| | Оптимальности
|
|
| Обратной связи
| |
|
| | | | | | | | |
|
Принципы управления персоналом объективны, так как отражают тре- бования объективно действующих экономических законов и закономерно- стей. Подразделяются на общие и частные.
Принципы системы управления персоналом реализуются во взаимо- действии. Сочетание принципов находится в прямой зависимости от кон- кретных условий функционирования системы управления персоналом в ор- ганизации (в нашем случае — в таможенных органах).
2.3. Методы управления персоналом и средства их реализации
На основе принципов формируется система методов, являющаяся важ- нейшим элементом системы управления персоналом.
Методы управления персоналом организации основываются на законах, закономерностях и принципах и применяются с учетом состояния и условий функционирования таможенной системы (технологии, информатизация, развитие экономических, правовых, социально-психологических отноше- ний), внешних факторов.
Методом управления называется совокупность путей, способов, прие- мов и форм воздействия на объект управления для достижения постав- ленных целей.
| Социально- психологические
| Частные
|
|
|
|
|
Экономические
|
Идеологические
| | | | |
|
— Положение о ФТС России;
— Положение о РТУ;
— Положение о таможне, таможенном посту;
— Положение об отделе;
— Типовые структуры;
— Штатное расписание;
— Должностной регламент
|
Инструкции о порядке выполнения функ- ций, нормативы труда и отдыха, правила внутреннего распорядка
|
Методическая и информационная помощь
|
Классификация методов управления персоналом
|
По формам управленческого
воздействия
|
По масштабам человеческой деятельности
|
|
Определяют способы до- стижения основных целей
и задач функционирования таможенной системы
| Общие
|
|
|
|
|
|
Используются в системах оперативного и текущего управления (РТУ, таможни, таможенные посты)
| Частные
|
|
|
|
|
Акты организационного нормирования и организационно-методичес- кого инструктирования являются
нормативными, издаются руководите- лем организации и обязательны для должностных лиц и работников, всех тех кому они адресованы. [23, c. 112]
Распорядительные
|
| — решения Коллегий ФТС, РТУ;
— приказы, распоряжения;
— резолюции, положения;
— устные указания.
|
|
|
2.3.1.
Организационно- распорядительные
|
|
| Общие
|
| | | |
|
Методы прямого управленческого воздействия
К методам прямого управленческого воздействия относятся организа- ционно-распорядительные и правовые.
Административные (организационно-распорядительные) методы управ- ления персоналом основываются на властных полномочиях руководителя, директивных механизмах воздействия на объект управления, дисципли- нарной и материальной ответственности подчиненных за свои действия («метод кнута»).
Основу формирования этих методов составляют существующие граж- данские нормы, административные права, трудовая дисциплина, а так- же инструкции, регламенты, приказы, указания, распоряжения и т.д. Эта группа включает методы формирования структуры органов управления, ру- ководства персоналом, утверждения норм и нормативов, издания приказов и распоряжений, разработки положений, должностных регламентов, стан- дартов и т.д.
Исполнительные
|
| Установление ответственности
|
|
|
| — личной, коллективной;
— моральной;
— материальной;
— служебной
| | | | | |
|
Правовыми актами
ненормативного характера являются методы распорядительного характера (приказы, указания, распоряжения), приме- няемые для обеспечения соблюдения, исполнения и применения действу- ющего законодательства и других нормативных актов, а также придания управленческим решениям юридической силы.
Приказы издаются линейным руководителем, а распоряжения и указа- ния — руководителем функционального подразделения, службы.
Под правовыми методами управления персоналом понимается совокуп- ность средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы (объекты управления) и отношения между ними в процессе управ- ления.
Разработка, использование и применение правовых норм
|
Формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых норм
|
Трудовое законодательство
|
Федеральный закон «О таможен- ной службе в РФ» № 311-ФЗ
|
Гражданское законодательство
|
Закон «О службе в таможенных органах РФ»
|
Уголовное законодательство
|
Административное законодательство
|
Закон «Об основах государствен- ной службы РФ»
|
Хозяйственное законодательство
|
Закон «О государственной граж- данской службе»
|
Кодекс чести таможенника РФ
|
Кодекс этики и служебного поведения госслужащих
|
Указ Президента РФ «Об общих принципах служебного поведения»
|
Социальные и психологические методы управления представляют со- бой
конкретные способы и приемы воздействия на формирование и раз- витие коллектива организации, на протекающие внутри него социальные процессы.
Социально-психологические методы воздействия на исполнителей че- рез систему моральной ответственности и психологических установок по- зволяют влиять на поведение персонала, формировать положительный социально-психологический климат в коллективе, реализовать творческий потенциал исполнителей.
Особенностями этих методов является то, что они направлены на ис- пользование в большей мере неформальных факторов, интересов личности, коллектива, группы в процессе управления и основаны на использовании закономерностей социологии и психологии.
По масштабу и способам воздействия эти методы подразделяются на со- циальные и психологические.
2.3.2.
Психологическое планиро- вание (постановка целей, разработка психологических нормативов)
|
Психологическое побуждение
|
Социальные
Социальное планирование
|
Методы косвенного воздействия на персонал
К косвенным методам воздействия относятся экономические, социально- психологические и идеологические методы управления персоналом.
| Направление методов
|
|
|
| на группы людей и их взаимо- действие в процессе совместной деятельности
|
|
| на конкретную личность сотруд- ника, персонифицированы
и индивидуальны
|
| | | | | | |
|
| позволяют:
|
|
|
| определить роль и место сотрудника в коллективе
|
|
|
| выявить лидеров
|
|
|
| связать мотивацию людей с конечными результатами
|
|
|
| обеспечить эффективные коммуникации
|
|
|
| разрешить возникающие конфликты
|
|
| | | | |
|
| преследуют цели:
|
|
| формирование личной мотивации людей
|
|
|
| минимизация скандалов, стрессов, обид
|
|
| разработка служебной карьеры
|
|
|
| рост интеллектуальных способностей
|
|
|
| обращение к личности, его интеллекту, поведению
|
| | | | |
|
Экономические методы применяются для воздействия на исполните- лей через экономические стимулы и условия деятельности и основаны на материальной заинтересованности (стимулировании), экономических нор- мах и нормативах, методах анализа и построения системы управления пер- соналом («метод пряника»). [23, c. 62]
Экономическое стимулирование
|
Технико-экономическое планирование
|
Коллективной генерации идей
|
Эффективная организация заработной платы
|
Материальное стимулирование
|
Коллективная материальная заинтересованность
|
Слабо формализированные методы
|
Экономическая ответственность
|
Построения «дерева целей»
|
Воспитание дисциплинированности
|
Конструктивная критика и самокритика
|
Вовлечение в активную общественную деятельность
|
Политические образования (общественно-государственное ориентирование)
|
2.3.4. Частные методы и средства управления персоналом в таможенных органах
— меры морального и материального поощрения;
— обогащение содержания труда, повышение интереса к работе;
— систематическое повышение квалификации;
— планирование карьеры
|
— педагогические меры разъяснительной работы, сти- мулирующие личный вклад в достижение общей цели коллектива
|
— использование властных полномочий, применение не- гативных санкций (наказания)
|
— четкое распределение прав и обязанностей, полномочий и ответственности;
— обеспечение своевременной и достаточной информа- цией;
— координация деятельности, обеспечивающая слажен- ную работу всех сотрудников
|
Обеспечение взаимодействия
|
Важными и значительно повышающими трудовой энтузиазм коллекти- ва, отдельных его работников являются
идеологические методы, мотивиру- ющие исполнителей, воздействуя через систему моральной ответственности, чувство долга, патриотизма. [22, c. 63] Идеологические методы являются основополагающими в такой составляющей процесса управления персона- лом (его подсистемой), как воспитательная работа в таможенных органах.
2.3.3. Общие методы управления персоналом
Общие методы управления персоналом
|
Найм, отбор и прием персонала
|
Социализация, профориентация, трудовая адаптация персонала
|
Мотивация трудовой деятельности персонала
|
Организация системы обучения персонала
|
Управление конфликтами, безопасностью персонала, организация труда
|
Классификация методов управления персоналом по признаку их при- надлежности к конкретным функциям управления (организация, планиро- вание, координация, регулирование, мотивация, контроль, учет) позволяет выстроить технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. [27, c. 115]
— регулирование трудовых отношений между админи- страцией и сотрудником, между работниками;
—
Устранение конфликтных ситуаций
|
улучшение морально-психологического климата, усло- вий труда, стиля руководства
—
учет половозрастных, психофизиологических особен- ностей, образовательного уровня, стажа, опыта, профессио- нальных и личностных качеств сотрудников;
— поощрение инициативы, творческого развития
Таким образом, посредством методов управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. В практике управления, как правило, одновременно применяются различные методы в их сочетании. Например, методы деловой оценки персонала, методы обучения персонала, методы оценки результативности труда, методы повышения квалификации работников аппарата управления, методы построения системы управления персоналом, методы расчета потребности в персонале и др. Методы органи- чески дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом раз- витии.
2.4. Функции управления персоналом таможенной службы
Под функцией управления персоналом следует понимать конкретный вид управленческой деятельности, реализация которой требует определен- ных управленческих операций. Исходя из теории управления, функции
повышение качества служебной деятельности
|
предполагает:
— работу с персоналом на более высоком каче- ственном уровне с применением современных методик и образовательных технологий;
— организацию профессиональной учебы персона- ла на рабочих местах;
— разработку и реализацию предложений по со- вершенствованию организации функциональной деятельности
|
подразделяются на
общие, которые отражают наиболее важные, универ- в) сальные, применяемые в любом процессе управления (анализ и прогно-
направлена на:
— управление профессио- нальным развитием госслу- жащих;
— повышение профес- сиональной компетентности таможенников;
— постоянное обогащение
у служащих профессиональ- ных качеств, знаний, умений и навыков
|
зирование, планирование, организация, регулирование, контроль, моти- вирование, учет) и специфические (специализированные), являющиеся механизмом, средством осуществления общих функций.
К специфическим функциям, обеспечивающим управление персоналом в таможенных органах, следует отнести:
— административную;
— кадрового планирования;
— повышения качества служебной деятельности;
— социальную;
— мотивации;
— информационно-аналитическую;
— воспитательную.
Содержание, роль и назначение перечисленных функций, их сущность раскрываются в нижеприведенной схеме.
реализуется:
— руководством таможенного органа;
— службами управления персоналом; юридически- ми службами, службами охраны труда;
— подразделениями медицинского, пенсионного, материально-технического обеспечения и социаль- ного развития;
— профсоюзными организациями таможенных органов
|
г)
Реализуется при:
— приеме, увольнении, служебном передвижении персонала;
— административно-правовом регулировании карьеры;
— применении дисциплинарной практики к гос- служащим и соблюдении норм трудового законода- тельства;
— регламентации служебного времени и времени отдыха;
— предоставлении льгот, гарантий
|
направлена на:
— социальную защиту гос- служащих;
— создание условий для эффективного труда;
— определение уровня зара- ботной платы и социальных льгот;
— оздоровление работающих и создание безопасных усло- вий труда
|
а)
Заключается в деятельности органов управления по регу- лированию управленческих отношений, в т.ч. правовых основ управления персона- лом государственной службы
|
Реализуется при:
— определении потребностей в госслужащих кон- кретной специализации и квалификации;
— оценке имеющегося кадрового потенциала
и определении потребностей в персонале в будущем;
— планировании служебного передвижения гос- служащих и их профессионального развития
|
б)
Заключается в:
— обеспечении таможенного органа необходимым количе- ством и качеством персонала в нужный момент и с наи- меньшими затратами*
|
реализация требует:
— необходимости учета и применения не только общих стимулов (зарплата, надбавки, продвиже- ния и т.п.), но и индивидуального подхода к каж- дому;
— использования профессионального и творче- ского потенциала персонала, умелого управления мотивами и стимулами
|
д)
заключается в:
— побуждении, стимулиро- вании персонала;
— создании для активиза- ции деятельности матери- альных, моральных, соци- альных и других стимулов
|
* В результате кадрового планирования происходит совершенствование и оптимизация процессов форми- рования и использования персонала государственной службы, его развитие. Планирование является ис- точником информации о потребностях в персонале, о динамике изменения его численности, изменении квалификационной структуры. Оно позволяет своевременно организовать профессиональное обучение и обеспечить нужную квалификацию государственных служащих, спланировать их карьеру и подготовить резерв кадров, адаптировать государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, и подготовить высвобождение персонала в связи с планируемыми организационно-штатными мероприя- тиями или плановым увольнением.
информационно- аналитическая
|
реализуется:
— использованием современных информационных технологий, компьютерной техники;
— наличием в службе по управлению персоналом информационного банка данных по кадрам;
— проведением социологических исследований для изучения профессиональных и личностных качеств госслужащих (в т.ч. с применением «по- лиграфа»), а также оценки форм и методов работы с персоналом
|
е) 7. Что такое методы управления, какова основа их формирования
и применения?
8. Проклассифицируйте методы управления персоналом.
9.
заключается в:
— сборе, обработке и исполь- зовании информации о коли- чественном и качественном составе персонала; уровне образования, квалификации, стаже, опыте работы и дру- гих данных
|
Дайте характеристику административных (организационно-распо- рядительных) методов управления.
10. Что понимается под правовыми методами управления и каково их содержание?
11. Охарактеризуйте экономические методы управления персоналом.
12. Сущность (содержание) социально-психологических методов и их особенности.
13. Идеологические методы управляющего воздействия на персонал
реализуется мероприятиями:
— перспективного плана ФТС РФ по совершен- ствованию предупредительной и воспитательно- профилактической работы в борьбе с коррупцион- ными проявлениями в таможенных органах;
— государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
— смотров-конкурсов самодеятельного художе- ственного творчества;
— спортивно-массовой работы (спартакиады тамо- женных органов);
— работы по пропаганде Кодекса чести и служеб- ного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации
|
ж) и их содержание.
14. Общие методы управления персоналом и их классификация.
15.
направлена на:
— формирование у госслужа- щих определенного типа по- ведения, принятого в рамках организации;
— создание в таможенных органах здорового морально- психологического климата;
— укрепление и приумноже- ние традиций, повышение престижа профессии тамо- женника, гордости за при- надлежность к таможенной системе
|
Перечислите частные методы управления персоналом и средства их реализации.
16. Каково содержание воспитательной функции управления персона- лом?
17. В чем заключается и как реализуется административная функция управления персоналом?
18. Чем характеризуется функция кадрового планирования?
19. Что понимается под функцией повышения качества служебной дея- тельности?
20. Каковы роль и назначение социальной функции?
21. В чем состоит сущность функции мотивации?
22. Каково предназначение информационно-аналитической функции кадровой деятельности?
Таким образом, очевидно, что функции управления персоналом много- образны и предусматривают проведение большого объема работ. С возрас- танием роли таможенной службы в обществе эти функции будут услож- няться и обогащаться.
Контрольные вопросы
1. Что такое методология управления персоналом?
2. Перечислите основные закономерности управления персоналом и дайте их характеристику.
3. Каковы специфические закономерности управления персоналом в таможенных органах и их содержание?
4. Дайте определение принципов управления. Проклассифицируйте их.
5. В чем проявляются общие принципы управления?
6. Перечислите частные принципы управления персоналом и раскрой- те сущность их применения.
РазДЕл 3.
Система управления персоналом