Фирма как основное экономическое звено рыночной экономики. Классификация фирм

В микроэкономическом анализе главным объектом исследования является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятие (фирма) производит основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. Изучая деятельность отдельных фирм (предприятий), микроэкономика вскрывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности, рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия развития данной и других стран.

Предприятие – организация с правом юридического лица, непосредственно ведущая ту или иную хозяйственную деятельность. Отличительными признаками предприятия в структуре экономики является его экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность в организации своей деятельности.

Основным экономическим звеном рыночной экономики является фирма – организация, владеющая одним или несколькими предприятиями. Другими словами, фирма – институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов.

Итак, фирма является хозяйственной единицей современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме как юридическое лицо. Фирма как реальная экономическая структура и соответствующая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировалась. Первоначально название «фирма» произошло от итальянского слова firma (подпись), что означало «торговое имя коммерсанта». Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица, существующая во всех сферах экономики, обладающая реальной экономической (а не только юридической) самостоятельностью.

Термин «фирма» впервые стал использоваться в северных и центральных областях Италии XIV–XV в.в. с начала развития там капитализма. Благодаря нажитому фирмами богатству построены крупнейшие итальянские города: Венеция, Флоренция, Милан. В XV–XVII в.в. капиталистические фирмы получают распространение в Голландии, Англии, Франции, а впоследствии и во всем мире.

Первые капиталистические фирмы представляли собой небольшие предприятия, организованные как единоличные владения или товарищества. Владелец (или совладельцы) вносили весь необходимый для деятельности фирмы капитал и управляли компанией. В случае банкротства фирмы они был обязаны отвечать по ее долгам не только внесенным в производство средствами, но и всем своим достоянием.

Сильнейшая заинтересованность владельца (или группы владельцев) в успехе фирмы, практически полное отсутствие формализма и бюрократизма, сделали единоличные компании и товарищества идеальным типом организации мелкой фирмы. Вплоть до нашего времени, именно на таких основаниях, действует около 4/5 от всего общего числа фирм развитых капиталистических стран. В XIX веке в большинстве отраслей экономики возникают крупные фирмы, действующие в общенациональных или даже международных масштабах.

Появление первых крупных фирм на территории СНГ относится к 90-ым годам. Пока о результативности работы таких фирм говорить рано, но используя международный опыт, можно с уверенностью заявить, что без сильных дееспособных фирм невозможно экономическое возрождение и процветание, как России, так и др. стран СНГ.

На всех этапах развития рыночной экономики фирме принадлежит особая роль, поскольку:

а) только здесь создаются товары и услуги, которые удовлетворяют потребности человека;

б) формируется трудовой коллектив;

в) сочетаются интересы общества, коллектива и отдельного работника и т.д.

Кроме того, фирма является универсальной структурой по производству, первоначальному распределению и присвоению прибыли в народном хозяйстве. Фирма интегрирует экономику на микро- и макроуровнях. Она добивается успехов в производстве, инновациях, в разработке эффективных методов предпринимательства, постоянно подкрепляя их новыми победами над конкурентами. Хорошо известны такие фирмы как «Дженерал Электрик», «Сони», «Тоета», «Фольксваген», продукция которых используется во все странах мира.

2.1. Классификация фирм.

Фирмы классифицируются по следующим признакам:

1. По формам собственности на капитал фирмы подразделяются на:

- общественные,

- частные.

2. По степени концентрации капитала:

- мелкие,

- средние,

- крупные.

Такое деление осуществляется по двум основным показателям: по численности работающих и по объему производства товаров или оказания платных услуг. При этом учитывается отраслевой подход. Например, в РФ к малым относятся такие фирмы, в которых занято в производстве до 100 человек, к средним от 100 до 500 человек и свыше 500 человек работников - это крупные фирмы.

3. По характеру деятельности фирмы подразделяются на:

- фирмы, производящие материальные блага (судостроительные, компьютерные, обувные, приборостроительные, станкостроительные, мебельные и др.),

- фирмы, оказывающие услуги (лизинговые, страховые, ремонтные, транспортные, юридические и др.)

4. По признаку доминирующего фактора:

- трудоемкие (сборка часов);

- материалоемкие (консервные предприятия);

- энергоемкие (хлопчатобумажные, швейные);

- наукоемкие (венчурные фирмы) и др.

5. По сферам предпринимательской деятельности, т.е. по функционально-отраслевому признаку все фирмы могут быть разделены на:

- промышленные, - агропромышленные, - сельскохозяйственные,

- строительные, - транспортные, - торговые,

- юридические, - посреднические, - лизинговые,

- банковские, - туристические, - другие.

6. По отраслевой принадлежности различаются:

- моноотраслевые фирмы, которые имеют одноотраслевой характер (например, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т.д.),

- диверсифицированные фирмы, т.е. производящие различные виды товаров (например, фирма "Жилет“ помимо изготовления лезвий и безопасных бритв (ее основная специализация), так же производит туалетные принадлежности, косметические и парфюмерные изделия, а также занимается издательской деятельностью).

7. С точки зрения территориально-национальных масштабов фирмы классифицируются на:

- национальные (местные) и

- транснациональные (международные), т.е. ТНК (транснациональные корпорации). Например, японская корпорация “Мацусита” располагает 127 компаниями в 38 странах мира.

8. По принадлежности капитала фирмы могут быть объединены в несколько групп:

- национальные, капитал которых принадлежит предпринимателям собственной страны,

- иностранные, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям,

- совместные (смешанные), капитал которых принадлежит предпринимателям двух, либо нескольких государств.

9. По организационно-правовым формам (по правовому статусу и форме хозяйствования) фирмы подразделяются:

- единоличные, т.е. частные фирмы, которые являются собственностью одного лица, либо семьи (они несут ответственность по своим обязательствам всем имуществом (капиталом),

- кооперативные фирмы – это добровольные объединения граждан с целью совместного ведения хозяйственной или другой деятельности (их характерным признаком является личное участие каждого в деятельности),

- акционерные общества,

- хозяйственные фирмы (общество с ограниченной ответственностью, общество с неограниченной общественностью, общество с дополнительной ответственностью и др.) - это определённые объединения предпринимателей, в зависимости от характера интеграции и степени ответственности по своим обязательствам.

Законодательство каждой страны определяет параметры, по которым то или иное предприятие может быть отнесено к конкретной группе. Для практики хозяйствования в рыночных условиях, квалифицированного управления фирмой, исключительно важным является их четкая и полная классификация по определённым признакам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: