Цели, структура и функции фирмы

Фирма – первоисточник сосредочения экономических, социальных, научно-технических, технологических других интересов и противоречий. Будучи юридическим лицом, фирма обладает, владеет и пользуется объектом общенациональной собственности, имеет самостоятельный баланс, законченную систему учета и отчетности с выявлением результатов производственно-хозяйственной деятельности (прибыли и убытков); за которые она несет всю полноту имущественной ответственности. Обобщающим показателем работы фирма фирмы является валовой доход (прибыль), который является источником его жизнедеятельности, производственного и социального развития. Любая фирма действует на основании своего устава – определенного собрания правил, которые регулируют его деятельность, а также возникающие при этом взаимоотношения с другими субъектами хозяйственной деятельности.

Современная фирма в основном многопрофильное производство. Ориентация на такое производство делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная ситуация в отношении одного выпускаемого товара снижает прибыль от его производства, но может не затронуть условия доходности по остальным вида товара.

Предпринимательская деятельность фирмы в своем развитии выполняет ряд функций:

1. Концентрация использования ресурсов – как известно, соединение и использование в рыночной экрнрмике основных факоторов производства осуществляет фирма. Ей необходимо получить в своё распоряжение ресурсы, добившись приэтом, чтобы по своим качественным и стомостнным характеристикам, они были пригодны для произвлдства конкурентной продукции. Перед каждой фирмой встаёт проблема выбора ресурсов и задача с максимальной отдачей использовать сильные стороны тех ресурсов, на которые сделана ставка. Фирма должна стремиться наиболее рационально, экономно использовать материальные,производственные, трудовые и финансовые ресурсы.

2. Организация производства – связана с выбором технологий, созданием стимулов к труду, снижением затрат на производство прудукции, контролем за качеством продукции, решением хозяйстенных и социальных проблем.

3. Управление производством – оказывать решающее воздействие на рынок, фирма, как правило, не может. Точно также приходится фирме мириться с завышенными ценами на ресурсы, если они сложились на рынке. Относительная автономия поизводства от прямого диктата рынка даёт в руки фирмы механизм адаптации – здесь всё зависит от её усилий, здесь можно выбрать свой путь. Тем или иным способом управления производством, фирма удовлетворяет требования рынка, но делает это на свой манер.

4. Изучение рынка и сбытовая деятельность – в рыночных условиях от фирмы требуется не только создание сбытовой сети той или иной конфигурации: от продажи всего произведенного оптовику-посреднику в простейшем случае и до сложных и дорогостоящих схем, вроде прямой продажи, предусматривающей показ товара торговым агентам, каждому потенциальному покупателю. Фирме необходимо также изучить рынок и стимулировать реализацию продукции, для чего используется широкий спектр маркетинговых и рекламных приемов. Кроме того, через сбытовую сеть, фирма получает информацию о том, как её продукцию принимает рынок.

5. Накопление опыта и его использование – успехи и неудачи тщательно анализируются, чтобы наращивать преимущества и устранять недостатки. Фирма сознательно перенимает удачные нововведения. Передовой опыт – к выгоде как самой компании, так и всей экономики – распространяется очень быстро. Способность к самообучению представляет собой в высшей степени индивидуальную, связанную с общей внутрифирменной культурой. В конечном счете, именно способность к самообучению определяет эффективность выполнения всех функций, а значит, и рыночный успех фирмы.

6. Получение прибыли и ее распределение – в условиях рыночной экономики максимизация прибыли и рациональное ее распределение является стратегической, долгосрочной целью фирмы.

7. Предпринимательский риск и тайна – риск представляет собой обязательный, неотъемлемый элемент рыночной экономики, где ничто не может быть запланировано с абсолютной точностью. С макроэкономической точки зрения, готовность фирмы нести риск является важным условием гибкости хозяйства: без ошибок нельзя создать ничего нового, поэтому готовность фирмы расплачиваться за свои ошибки, является синонимом стремления к прогрессу. Для самой фирмы, выбор объёма и характера, принимаемых на себя рисков – важный элемент общей стратегии, отличающий её рыночное поведение от поведения др. рыночных компаний.

8. Социальная деятельность.

Эффективное выполнение каждой из основных функций жизненно необходимо как для фирм, так и для нормальной работы всей рыночной экономики в целом.

Для реализации своих функций фирма создаёт необходимые отделы, службы, участки, цеха, лаборатории. Универсальной структурой фирма быть не может, она зависит от объема выпускаемой продукции, численности работников, отраслевой принадлежности.

Основными структурными подразделениями фирмы могут быть:

- плановый, - технический, - производственный,

- маркетинга, - отдел кадров, - служба контроля,

- юридический, - исполнительный отдел, - бухгалтерский отдел и т. д.

Все отделы и службы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Для рациональной организации деятельности фирмы в условиях рыночной экономики, она должна чётко определить свои общефирменные цели. Главной целью всякой фирмы является получение прибыли.

Для более полной реализации своих целей фирма составляет бизнес–план, в котором определяется стратегическая программа фирмы. Стратегическая программа фирмы состоит из 3-х взаимосвязанных блоков:

1. Целей фирмы – в зависимости от устанавливаемого срока получения результата различают краткосрочные – результат ожидания в ближайшем будущем, среднесрочные и долгосрочные цели – результат ожидается в перспективе до 5 или более лет. Стратегическая программа фирмы опирается в основном на среднесрочные и долгосрочные цели. Целей у фирмы может быть много, поэтому выделяется главная цель и цели определяемые ею.

2. Стратегии хозяйственного портфеля фирмы – фирмы в большинстве случаев производят несколько видов продукции. Всё, что выпускает предприятие, называется содержанием хозяйственного портфеля фирмы. В зависимости от того, какие виды продукции выпускаются, портфель фирмы разбивается на подразделения, выпускающие товары одной или нескольких ассортиментных групп, или работающих на определённый рынок, или сегмент. Такое подразделение фирмы называется стратегическим хозяйственным подразделением (СПХ). Допустим, мебельная фабрика производит: мебельные стенки, кухонную мебель, спальные гарнитуры, детскую мебель, садовую мебель, прихожие. Следовательно, на фабрике действуют 6 СПХ. Сочетание СПХ в портфеле фирмы и направления их развития определяют их стратегию развития хозяйственного портфеля фирмы.

3. Стратегия роста фирмы – заключается в определении основных направлений расширения деловой активности. Выделяют следующие основные направления: расширение активности фирмы вглубь, сегментация существующих рынков с целью охвата своей продукцией новых групп потребителей; расширение активности фирм – диверсификации производства, т.е. пополнение производственной программы новыми видами изделий, как связанных с основным профилем предприятия, так и не связанными с ними; расширение активности фирмы через границы – интернационализации производства путем освоения новых зарубежных рынков; количественный рост – наращивание объёма производства неизменной номенклатуры товаров для старого рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: