Содержание

Предисловие  
Раздел 1. Методологические основы управления качеством 1.1 Актуальность проблем управления качеством 1.2 Проблемы внедрения систем менеджмента качества на предприятиях 1.3 Менеджмент качества в общей системе менеджмента организации 1.3.1. Модель управления организацией 1.3.2. Планирование в общем менеджменте 1.3.3. Планирование в менеджменте качества 1.3.4. Организация работ по менеджменту качества 1.4 Определение и достижение соответствия в менеджменте качества 1.4.1. Виды соответствий 1.4.2. Стоимость против цены 1.4.3. Эволюция методов качества 1.5 Принципы менеджмента качества 1.6 Процессный подход 1.6.1. Что понимают под понятием «бизнес – процесс»? 1.6.2. Причины неудач при моделировании реорганизации бизнес – процессов 1.6.3. Способы описания и анализа бизнес - процессов 1.7 Измерения в менеджменте качества 1.7.1. Процесс измерения и его виды 1.7.2. Количественные методы оценки качества – квалиметрия 1.7.3. Классификация контроля 1.7.4. Приемочный контроль продукции по альтернативному признаку (ГОСТ Р 50779.30 – 95) 1.7.5. Методология контроля качества продукции по альтернативному признаку 1.8 Определение удовлетворенности потребителей 1.8.1. Мониторинг информации об удовлетворенности потребителей 1.8.2. Улучшение удовлетворенности на основе мониторинга информации 1.8.3. Управление рисками при улучшении удовлетворенности потребителей 1.9 Непрерывное усовершенствование качества при инновационной организации бизнеса 1.9.1. Требования к качеству инновационно – направленного предприятия 1.9.2. Этапы внедрения программы усовершенствования процессов Контрольные вопросы по первому разделу    
Раздел 2.. Управление качеством на основе модели всеобщего управления качеством  
2.1. Модель всеобщего управления качеством (TQM) 2.1.1. Философия качества 2.1.2. Описание модели всеобщего управления качеством 2.1.3. Схема процессов TQM  
2.2. Планирование качества 2.2.1. Принципы планирования качества 2.2.2. Функционально-стоимостной анализ 2.2.3. Функционально-физический анализ 2.2.4. Методы оптимального проектирования 2.2.5. Структурирование функции качества (QFD – Quality Function Deployment) 2.2.6. Анализ последствий и причин отказов 2.2.7.. Анализ эффективности разработки нового продукта 2.2.8. Конкурентные преимущества и цепочка создания ценности продукта  
2.3. Контроль качества в модели TQM  
2.4. Методы обеспечения качества 2.4.1. Управление цепочкой ценности продукта 2.4.2. Инструменты управления качеством 2.4.3. Принципы планирования превентивных действий и последующего контроля Контрольные вопросы по второму разделу  
Раздел 3. Управление качеством на основе стандартов серии ИСО 9000:2000.  
3.1. Стандарты серии ИСО 9000:2000, как основа создания системы менеджмента качества.  
3.2. Описание процессов системы менеджмента качества 3.2.1. Классификация процессов системы менеджмента качества 3.2.2. Установление процессов предприятия 3.2.3. Описание процессов «Ответственность руководства», необходимых для достижения целей предприятия в области качества. 3.2.4. Сеть процессов ключевого процесса «Ответственность руководства» 3.2.5. Схема управления ключевым процессом «Ответственность руководства» 3.2.6. Разработка политики и целей предприятия в области качества  
3.3. Описание процесса «Производство продукции (услуг) и обслуживание» 3.3.1. Общее описание процесса. 3.3.2. Описание практики «Определение и анализ требований потребителей». 3.3.3. Практика «Разработка продукции» 3.3.4.Описание практики «Производство продукции (услуг) и обслуживание» 3.3.5. Описание практики «Управление устройствами для мониторинга и измерений» 3.3.6. Управление ключевым процессом «Производство продукции (услуг)  
3.4. Описание ключевого процесса «Реализация продукции» 3.4.1. Сеть процессов ключевого процесса «Реализация продукции» 3.4.2. Описание практики (подпроцесса) «Маркетинговые исследования» 3.4.3. Практика «Продвижение продукции» 3.4.4. Практика «Реализация продукции»  
3.5. Документация системы менеджмента качества 3.5.1. Общие положения 3.5.2. Руководство по качеству 3.5.3. Управление документами  
3.6 Внедрение систем менеджмента качества Контрольные вопросы по третьему разделу  
Список литературы  


Предисловие.

Проблема качества и, следовательно, конкурентоспособности является определяющей в промышленном развитии стран мира. Она имеет глобальный характер, так как, с одной стороны, определяет многие аспекты экономической и социальной политики стран, а с другой - задевает интересы всех их граждан, выступающих в роли потребителей. Как создать на предприятии систему качества, которая обеспечивает достижение поставленных целей? Как добиться, чтобы система качества учитывала особенности предприятия и была эффективным механизмом обеспечения высокого качества выпускаемой продукции? Каким требованиям должен удовлетворять персонал предприятия, чтобы система качества после ее создания функционировала эффективно? На эти и многие другие вопросы отвечает данная книга.

Тенденции развития современного бизнеса заставляют пересмотреть некоторые вопросы подготовки менеджеров. Актуальность качества, как важнейшей составной части конкурентоспособности продукции, изменяет взгляд на его место и роль в системе менеджмента. На некоторых предприятиях бытует представление о том, что они сопричастны к решению своих проблем качества, вводя в штатное расписание должность менеджера по качеству, часто функционирующего в единственном числе. Он решает свои задачи, остальной персонал – свои, часто не пересекающиеся друг с другом. Такое положение устраивает руководство предприятия, которое не видит в системе менеджмента качества (СМК) эффективного помощника решения проблем конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Негативной стороной при этом является не только то, что напрасно расходуются ресурсы на имитацию бесполезной работы, но и то, что актуальнейшие проблемы качества и конкурентоспособности не решаются и к тому же дискредитируется сама возможность их решения на основе систем качества. Однако по мере решения задач интеграции отечественной экономики в мировую наступает осознание необходимости практически решать задачи качества и конкурентоспособности.

Менеджмент качества из некоего приложения к общему менеджменту превращается в самостоятельный механизм управления качеством и конкурентоспособностью в решении приоритетных задач развития экономики. Менеджеры по качеству, являющиеся посредниками между общими менеджерами и техническими специалистами, не могут охватить все сферы деятельности. Поэтому решение проблем качества переносится на уровень функциональных подразделений с широким привлечением персонала. И это соответствует провозглашенному принципу всеобщего участия.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, обеспечивая снижение затрат и увеличение доли рынка.

В литературе по управлению качеством применяется сокращенное обозначение TQM, как тотальное или всеобщее управление качеством. При этом комплексное управление качеством наряду с TQM включает в себя TQC, определяемое как всеобщее управление качеством с целью выполнения установленных требований. TQС в отличие от TQM, не включает управление целями. В дальнейшем под обозначением TQM подразумевается всеобщее управление качеством.

Цель дисциплины»Управления качеством» – дать специалистам знания и практические навыки по организации управления качеством на предприятии в разрезе действующей системы управления качеством, соответствующей стандартам ИСО 9000 и моделям всеобщего управления качеством (TQM). Рассмотрим методические особенности проведения практических занятий.

Методы обучения. При проведении практических занятий по управлению качеством используются активные методы обучения. При этом применяется как индивидуальная работа студентов, так и работа в группах по 5 – 6 человек.

Практические занятия направлены на выполнение трех основных целей:

1. Контроль правильности понимания теоретических знаний, умения высказываться и дискутировать по теме занятия.

2. Обучение практическому применению знаний для решения прикладных задач разработки СМК на основе ИСО 9001:2000 и моделей TQM.

3. Формирование компетенций для обеспечения эффективного функционирования СМК в конкретной производственной среде.

Оценка работы. Оценка работы производится по результатам как индивидуальной, так и групповой работы. При этом задания, требующие индивидуальных письменных отчетов, защищаются индивидуально.

Особенности проведения занятий. Аспекты практического освоения приемов управления качеством рассматриваются на основе кейс-стади жизненных ситуаций с ориентацией на виртуальные фирмы, описание положения дел на которых рассматривается в процессе освоения материала. Электронная версия учебного пособия предоставляется студентам. На ее основе каждая группа, ориентированная на производство и реализацию своего товара или услуги (в разрезе задания на дипломное проектирование), отрабатывает свою часть дипломного проекта по управлению качеством и стратегическому менеджменту. При проведении практических занятий основное время отводится пленарным дискуссиям по групповым проектам разработки менеджмента качества.

Объектом изучения являются системы менеджмента качества (СМК) на основе структурированной модели TQM и системы международных стандартов ИСО 9000:2000. Каждая из них имеет право на использование в бизнесе, рациональную область применения, зачастую дополняя друг друга. Это особенно важно для выравнивания конкурентных позиций крупного и малого бизнеса, выступающих в различных весовых категориях, что не должно являться причиной недостаточной конкурентоспособности продукта. для потребителя. Потребителю важен качественный и доступный продукт, а проблемы качества бизнес должен решать самостоятельно.

Формирование методологии разработки СМК применительно к малым и средним предприятиям производственного типа рассмотрены на примерах фирм, выпускающих настольные мельницы и фены. Разработка СМК производится поэтапно согласно стандартам ИСО 9001:2000. Объектом изучения является разработка моделей TQM, на конкретных примерах.

В разделах «Методология управления качеством» и «Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000:20000» использован материал ранее опубликованного методического пособия с грифом УМО:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: