Нормативные издержки ─ это затраты, которые устанавливаются заранее. Они являются целевыми и соответствуют расходам при эффективном производстве. Нормативные издержки на фактически выпущенную продукцию за определенный период отслеживаются по центрам ответственности. Затем происходит сравнение фактических и нормативных издержек и вычисляется отклонение.
Наиболее эффективный способ управления затратами ─ регулирование их на стадии возникновения.
1. Анализ отклонений по прямым материальным затратам:
Нормативная стоимость материальных затрат рассчитывается по формуле:
, (2.6)
Где p0 ─ нормативная цена материала, q0 ─ нормативный расход материала.
Аналогично рассчитывается фактическая стоимость материальных затрат
(2.7)
где p1 ─ фактическая цена материала, q1 ─ фактический расход материала.
Общее отклонение: (2.8)
Так как величины общих нормативных и общих фактических материальных затрат рассчитываются путем умножения количества использованного ресурса в физическом выражении на цену единицы этого ресурса, то есть возможность разложить общую сумму отклонений на:
|
|
1) отклонение по использованию материалов или просто отклонение по количеству: (2.9)
2) отклонение по цене материалов:
(2.10)
Если фактические издержки ниже нормативных, отклонение считается благоприятным и показывает экономию материальных затрат. В противном случае ─ неблагоприятным и отражает перерасход.
2. Отклонения по трудозатратам:
Отклонения по цене труда и отклонение по его использованию должны давать в сумме общее отклонение по труду.
ΔL = ΔLq + ΔLr, (2.11)
Где Lq ─ отклонение за счет производительности; Lr ─ отклонение за счет изменения ставки заработной платы.
Общее отклонение по труду равно разнице между нормативными затратами на фактический выпуск продукции и фактическими затратами на труд.
а) Отклонения по ставке заработной платы рассчитывается по формуле:
, (2.12)
где Dr = r1 – r0, r1, r0 – фактическая и нормативная ставка заработной платы; t1 – фактическое время на обработку одного изделия; Q1 – фактический объем производства.
б) Отклонения по производительности рассчитывается по формуле:
, (2.13)
где Dt = t1 – t0, t0 – нормативное время.
3. Анализ отклонений по накладным расходам:
Накладные расходы подразделяются на переменные и постоянные и представлены целым комплексом, поэтому разработать их нормативы труднее. Контролировать накладные расходы можно с помощью составления бюджетов (смет), особенно той ее части, что относится к постоянной ее части. Фактические расходы сопоставляются с расходами по бюджету. На основании бюджета накладных расходов устанавливаются ставки переменных расходов на единицу продукции и абсолютная сумма постоянных расходов данного подразделения.
|
|
Этапы определения отклонений:
1) определяем нормативную ставку НР:
, (2.14)
где HPF – постоянная часть накладных расходов, HPAV – переменные накладные расходы на единицу продукции; Q0 – нормативный объем производства.
2)определяются НР, отнесенные на производство:
(2.15)
3) расход по бюджету на фактический объем деятельности:
(2.16)
4) общее отклонение:
∆НР = НР1 ─ НРП, (2.17)
где НР1 – фактические накладные расходы
4а) отклонение за счет несоблюдение бюджета:
∆НРС = НР1 ─ НР (2.18)
4б) отклонение за счет изменение объема производства: ∆НРQ = НР ─ НРП (2.19)