17 сентября в Минске состоялась 6-я международная научно-практическая конференция, посвященная вопросам функционирования таможенных систем в Евразийском экономическом союзе. На конференции обсуждались внедрение полного электронного декларирования, а также безбумажных технологий при проведении таможенных операций, возможности автоматического совершения таможенных операций, подача таможенных деклараций без предоставления документов, послуживших основанием для ее заполнения и т.д.
По итогам конференции глава Государственного таможенного комитета Беларусисообщил журналистам, что государствами Евразийского экономического союза внесено свыше 1 тысячи замечаний и корректировок в новый Таможенный кодекс. По его словам, речь идет о достаточно серьезных изменениях, поэтому специалистам предстоит непростая работа по разработке позиции, удобной для каждой страны и объединения в целом.
Каким будет новый Таможенный кодекс?
Между тем первый заместитель белорусского премьер-министра Василий Матюшевский во время встречи с главами таможенных служб государств ЕАЭС отметил, что в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза необходимо учесть мировые и европейские стандарты. Он сообщил, что работа над проектом кодекса находится на завершающей стадии, данный документ должен создать правовую основу для реализации проектов международного уровня, в том числе систем двух служб на границе, единого окна и экономического оператора.
По мнению вице-премьера, в данном случае требуется комплексный подход, который позволит обеспечит необходимый уровень таможенных услуг за счет внедрения передовых информационных технологий при проведении контроля, а также развития пограничной инфраструктуры и ее модернизации.
Василий Матюшевский пояснил, что главы государств ЕАЭС проводят работу, направленную на достижение таких целей, как свобода движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Соответственно, администрирование должно упроститься, а все ненужные барьеры должны быть устранены. Он напомнил об актуальности этих вопросах в условиях жесткой глобальной конкуренции и подчеркнул, что объединенная коллегия таможенных служб активно работает в направлении повышения эффективности экономического потенциала государств ЕАЭС, гармонизации и упрощения таможенных процедур, борьбы с контрабандой, а также защиты внутренних рынков от поддельной и теневой продукции.
По словам вице-премьера, сейчас идет работа над оптимизацией контроля на границах Евразийского экономического союза, а подходы и принципы формирования единой нормативно-правовой базы уже согласованы. При этом необходимо учитывать как национальные интересы каждой страны, так и международные обязательства. Кроме того, требуется урегулирование вопросов, связанных с договоренностями Казахстана со Всемирной торговой организацией. Василий Матюшевский отметил, что новый Таможенный кодекс планируется принять в начале следующего года.
С чем не согласен Казахстан?
В то же время глава Комитета государственных доходов Минфина Казахстана Даулет Ергожин сообщил журналистам, что Казахстан настаивает на необходимости сохранить в Таможенном кодексе ЕАЭС принцип резидентства. Он пояснил, что налогоплательщик любо государства должен растаможиваться именно там, где он зарегистрирован. В частности, существует вопрос о том, кто будет возвращать налог на добавленную стоимость, если таможенный налогоплательщик любого государства ЕАЭС сможет растомаживать и уплачивать НДС в любой стране союза.
По его словам, отмена принципа резидентства в Евразийском экономическом союзе повлечет риск перетока товаров, а также создания условий для контрабанды и схем для уклонения от уплаты налогов. Даулет Ергожин напомнил, что в Таможенном союзе действует межгосударственное соглашение, регулирующее систему налогообложения. В нем предусмотрен порядок и механизм учета товаров, которые перемещаются через государственную границу. На следующей неделе в Астане состоится рабочая встреча. Во время которой казахстанская сторона детально изложит свою позицию.
В свою очередь глава российской Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов заявил, что государствам ЕАЭС интересен опыт Армении и Казахстана в части формирования единой службы государственных доходов, которая предусматривает совместную работу налоговых и таможенных служб. По его словам, этот опыт на шаг впереди в отношении России. Что касается позиции Казахстана по поводу принципа резидентства, глава ФТС считает ее аргументированной и заслуживающей внимательного изучения, хотя и небесспорной.