Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения являются отношения ребенка с сообществом сверстников. На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Разрешение конфликтных ситуаций, возникающих как среди учеников в классе, так и при взаимодействии конкретных учащихся с педагогом требует с одной стороны работы с окружением ребенка по преодолению негативных стереотипов, формированию способности к пониманию принятию, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержки его веры в свои силы.
Превращение класса в малую группу возможно лишь в процессе целенаправленной работы педагога и психолога.
Возможности педагога: создание разнообразных форм коллективной деятельности детей, через которую формируется единство целей и ценностей, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально-значимая деятельность класса.
Психологическая работа позволяет сформировать чувство «Мы», развивать сплоченность, поднимать уровень взаимного доверия.
Цели деятельности педагога-психолога:
1. Профилактика конфликтов в классных коллективах
2. Формирование класса как коллектива
3. Сопровождение личностного развития учащихся
Задачи деятельности:
1. Развитие навыков общения
- у учащихся
- у педагогов
2. Обучение навыкам разрешения конфликтных ситуаций
- учащихся
- педагогов
3. Консультирование учащихся об особенностях их характера, о их влиянии на поведение в конфликтных ситуациях
4. Консультирование педагогов об уровне развития навыков педагогического общения
5. Консультирование педагогов по вопросу индивидуальных особенностей учащихся
Причины возникновения
1.стиль взаимоотношений (авторитарный) педагога с учащимися,
2. отсутствие у педагога адекватных навыков разрешения конфликтной ситуации,
3. несформированность у учащихся навыков общения,
4. личностные проблемы учащихся,
5. отсутствие у педагога навыков общения с подростками, неадекватные установки (стереотипы восприятия),
6. отсутствие у педагогов знаний об особенностях поведения конкретных учащихся в ситуации конфликта,
7. недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе (программы воспитательной работы, внеурочной деятельности, коллективных дел).