Личностные особенности профессионала, влияющие на стресс:
ü Ориентированные на результат;
ü Трудоголики;
ü Карьеристы;
ü Успешные, стремящиеся к компетентности;
ü Стремятся к высокому качеству выполняемой работы;
ü Эмоционально нестабильные;
ü Сензитивные;
ü Альтруистичные;
ü Эмпатичные;
ü Склонные к высокому самоконтролю;
ü Нестабильная самооценка.
Признаки стрессового напряжения:
ü Низкий уровень концентрации внимания;
ü Низкий уровень механической памяти;
ü Частое и быстрое возникновение чувства усталости;
ü Низкая работоспособность;
ü Повышенная возбудимость;
ü Быстрая сбивчивая речь;
ü Частыке боли с отсутствием четкой локализации и трудностями в описании характера боли;
ü Потеря чувства юмора, появление черного юмора;
ü Формирование или усиление вредных привычек;
ü Нарушение сна и аппетита.
Общие признаки профессиональных деформаций:
Постоянные негативные переживания, связанные с работой (чувство безысходности, бесперспективности, неудовлетворенность собой, работой).
|
|
Наличие раздражения, эмоциональной усталости, эмоциональной тупости, усиливающихся на рабочем месте.
Низкий уровень физических, психофизиологических, психологических характеристик.
Безразличие и негативное отношение к основному контингенту.
Виды профессиональной деформации:
Нарушение профессионального мышления: подход к клиенту, как к объекту; профессиональный жаргон; негативное отношение к работе и контингенту; использование инструкций как абсолютной истины; снижение уровня рефлексии; стандартизация, обобщение и стереотипность профессионального мышления; ригидность мышления; обесценивание профессии и своей роли в ней.
2. синдром хронической усталости: жалобы астенического плана, психосоматические жалобы; профессиональные ошибки; снижение качества и темпа работы; недовольство результатами своей деятельности; конфликты, нарушение профессионального взаимодействия.
3. синдром эмоционального выгорания: неудовлетворенность собой, безысходность, тревога и депрессия → неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация (система оценок, разделение пациентов); расширение сферы экономии эмоций за пределы профессиональной деятельности; симптом редукции профессиональных обязанностей → синдром эмоционального дефицита; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность; психосоматические и психовегетативные нарушения.
Стадии развития (Г.Селье):