Цель: Определить объект и предмет, цели и задачи, категориальный строй психологической науки, методологические основания психологических понятий, теорий и направлений.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика психологической науки.
2. Объект и предмет психологической науки.
3. Цели и задачи психологии.
4. Категориальная система психологии.
5. Развитие основных традиций и школ в психологии.
6. Методологические основания исследований различных психологических направлений.
Темы рефератов:
1. Характеристика подходов к исследованию категорий мотива, действия, отношения и переживания в основных психологических школах.
2. Категория отражения в психологии.
3. Категория деятельности. Основные содержательные характеристики деятельности человека.
4. Категория общения в гуманитарных науках и в психологии.
5. Методологические принципы определения личности в психологии.
6. Современные тенденции и перспективы психологических исследований.
Литература:
1. Василюк, Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк. – М.: МГППУ; Смысл, 2003. – 240 с.
|
|
2. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2-х т. / Ж. Годфруа; Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 496 с.; 376 с.
3. *Гормин, А.С. Методология и методы психологии: учебно-методич. пособие / А.С. Гормин. – Великий Новгород: НИРО, 2010. – 23 с.
4. *Еремеев, Б.А. Основные понятия психологии (из опыта профессиональной рефлексии) / Б.А. Еремеев // Методология и история психологии. –2006. – Т. 1, Вып. 1. – С. 41-54.
5. Карандашев, В.Н. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу / В.Н. Карандашев. – 2-е изд. – Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2005. – 185 с.
6. *Константинов, В.В. Методологические основы психологии / В.В. Константинов. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
7. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
8. *Мазилов, В.А. Основные направления методологических исследований и разработок в современной российской психологической науке / В.А. Мазилов // Психологический журнал. – 2010. – № 2. – С. 3-11.
9. *Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – 4-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 544 с.
10. Методология, теория и методы психологического исследования: учебно-методический комплекс / сост. В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 210. – 58 с.
11. Никандров, В.В. Методологические основы психологии: Учебное пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2008. – 234 с.
12. Петровский, А.В. История и теория психологии. Т. 1 / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 416 с.
|
|
13. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с.
14. *Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1982. – 309 с.
15. *Пономарёв, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А. Пономарёв. – М.: Наука, 1983. – 205 с.
Образовательные технологии: кейс-метод (решение практических ситуаций).
Задание для самостоятельной работы:
ü Заполнить таблицу «Изменение представлений о предмете психологии в разных психологических школах».
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: доклад, реферат, анализ конкретных ситуаций, контроль самостоятельной работы.