Цель: Охарактеризовать основные методы психологического исследования: определить область их использования, специфику проведения, достоинства и недостатки методов.
Вопросы для обсуждения:
1. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.
2. Классификация методов психологического исследования.
3. Характеристика основных методов психологического исследования: теоретические, эмпирические неэкспериментальные / экспериментальные, психофизиологические.
4. Применение математических методов в психологии.
5. Психометрические требования к методам психологического исследования.
Вопросы для круглого стола:
1. Качественная и количественная методология психологического исследования: сравнительный анализ.
2. Наблюдение: программа наблюдения и способы регистрации наблюдаемого материала, преимущества и недостатки, типичные ошибки метода.
3. Эксперимент: специфика использования метода, его преимущества и недостатки.
4. Методы беседы, опроса и интервью в психологии: сравнительный анализ.
5. Анкетирование: область применения метода и особенности формулирования вопросов.
6. Особенности проведения психологического тестирования.
7. Проективные методики в психологическом исследовании.
8. Метод контент-анализа: сфера применения метода и особенности выделения категорий анализа.
9. Автобиографический метод: специфика метода, соотношение личностных и ситуационных переменных, критерии оценки жизненных событий.
Литература:
1. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л.: ЛГУ, 1976. – С. 13-35.
2. *Басов, М.Я. Методика психологического наблюдения за детьми // Избранные психологические произведения / М.Я. Басов. – М.: Педагогика, 1975. – С. 16-78.
3. *Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследованиия: Учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2005. – 352 с.
4. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие / Д.С. Горбатов. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – 272 с.
5. Гормин, А.С. Методология и методы психологии: учебно-методическое пособие / А.С. Гормин. – Великий Новгород: НИРО, 2010. – 23 с.
6. *Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер; Пер. с англ. Ч. А. Измайлова, В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 320 с.
7. *Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологиям: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Дорфман. – М.: Смысл, 2005. – 288 с.
8. *Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
9. *Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 208 с.
10. *Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии / Н.Н. Богомолова, Т.Г. Стефаненко. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 62 с.
11. *Коржова, Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций: Методическое пособие / Под ред. Л.Ф. Бурлачука. – К.: МАУП, 1994. – 104 с.
12. *Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
13. Лекции по курсу «Методология и методы психологического исследования»: В 2-х ч. / С.В. Голев, О.С. Голева. – Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ, 2010. – 213 с; 173 с.
14. Методология, теория и методы психологического исследования: учебно-методический комплекс / сост. В.А. Каратерзи. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 58 с.
15. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.
16. *Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.
17. *Психологический анализ рисунка и текста / О.Ф. Потёмкина, Е.В. Потёмкина. – СПб.: Речь, 2006. – 524 с.
18. *Регуш, Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Л.А. Регуш. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
Образовательные технологии: презентация, дискуссия, работа с авторефератами диссертаций.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: доклад, участие в дискуссии, работа с авторефератами диссертаций, тестирование (письменное или компьютерное).