Организация существует на протяжении многих тысячелетий. Столько же существует управление. Происходящие в мире перемены, связанные с научно – техническим прогрессом, с изменением в отношениях общества к бизнесу способствовали разработке новых подходов к управлению, которые отражают эволюцию менеджмента как науки.
С учетом этой эволюции получили развитие четыре подхода к управлению: подход с позиции выделения различных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.
При рассмотрении данной темы ознакомьтесь с основными этапами развития менеджмента, особенностями донаучного периода его развития, оценить вклад различных школ в развитие менеджмента: школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Ф. и Л. Гилбрет, Э. Эмерсон), административной школы (А. Файоль, Г. Форд, Л. Урвик, М. Вебер), школы человеческих отношений и поведенческих наук (Э.Мейо, М. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк), школы количественных методов управления (Л. Канторович, С. Новожилов и др.). Уясните сущность процессного, системного и ситуационного подходов.
|
|
Литература [1,2,3,4,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные этапы развития менеджмента.
2. Выскажите общее суждение об особенностях донаучного периода развития менеджмента.
3. Сформулируйте достижения школы научного управления. Назовите основные принципы, сформулированные Ф. Тейлором и его школой.
4. Изложите основные положения административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли.
5. Сформулируйте концепцию управления школы человеческих отношений.
6. Раскройте сущность системного подхода в менеджменте.
7. Сформулируйте основные положения системного подхода в менеджменте.
8. Поясните сущность ситуационного подхода в менеджменте.