§ 1. Юридические лица в римском праве
Институт юридического лица как таковой в римском праве отсутствовал. По замечанию Н.С. Суворова, деление лиц на две категории: физических и юридических, составляющее неизбежную принадлежность всех современных систем частного права, произошло не в римской юриспруденции, а позднее. Однако ни римская юридическая жизнь не могла обойтись без признания особого рода субъектов гражданского права, не совпадающих с естественными лицами, ни римская юридическая наука не могла игнорировать действительного существования таких субъектов1.
Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что уже в VI в. до н.э.
римском обществе создавались коллегии религиозного характера, профессиональные союзы ремесленников, булочников, швейников и т.д.2 Применительно к ним римские юристы обычно пользовались выражениями personae vice funge, privatorum loco haberi, дабы показать, что нечто, не будучи естественным человеческим лицом, функциониру-
в гражданской жизни вместо такового лица, обслуживается как...аковое лицо. Иногда подобный субъект косвенно или прямо назывался persona, т.е. лицо. Для обозначения юридических лиц употреблялись термины corpus, universitas, collegia, в значении целость, совокупность вещей, собранных в единое целое (например, табун), соединение людей (народ, войско и т.д.), собрание лиц, союз лиц, коллегия.
|
|
Большинство ученых считают, что прообразами юридических лиц в Древнем Риме явились различные публично-правовые образования, среди которых главным было государство. По утверждению некоторых правоведов (П.Е. Соколовский и др.), именно государство следует считать тем древнейшим и первоначальным юридическим субъектом, по примеру которого образовались все другие союзные формации как юридические лица. Другие ученые (Савиньи, Муромцев) полагают, что понятие юридического лица как равноправного с физическими лицами субъекта гражданских прав первоначально развилось в применении к
1 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 29.
2 См.: Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993. С. 58-59.
* См.: Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М, 1989. С. 319, 398; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 29-31.
43
Глава II. Происхождение юридического лица
муниципиям, с которых оно было перенесено на другие корпорации и государство'.
Виды юридических лиц. Исследователи римского права обычно выделяют следующие виды юридических лиц: государство; императорский престол; политические общины, в том числе города (civitas, respub-lica, municipium, municipes) и колонии (coloniae deductio), ассоциации римских граждан (conventus civium Romanoram), селения (vici, pagi, cas-tella, fora, conciliabula, praefecturae), провинции (commune provinciae); вольные союзы, среди которых были религиозные коллегии (gentes, so-dalitates), похоронные коллегии (collegia funeratitia), коллегии ремесленников, коллегии или декурии подчиненного служебного персонала; товарищества (societas) публиканов и др.; церковные учреждения и богоугодные заведения христианского времени, а также «лежачее» наследство2.
|
|
Кроме того, в имущественном обороте участвовали самостоятельные государственные предприятия и учреждения.
Римскому праву было известно деление юридических лиц на хозяйственные предприятия (societas publicanorum, societates argentariorum), a также на общества и фонды, т.е. юридические лица, целью которых было выполнение некоторых общественных, политических, социальных, культурных, гуманитарных и других неэкономических задач3.
Государство. По мнению И. Пухана и М. Поленак-Акимовской, в древнем римском праве (jus quiritium, а позднее — jus civile) в период древнеримского патрицианско-плебейского государства (от возникновения римского государства до установления магистратуры перегрин-ского претора - 754-242 гг. до н.э.) римское государство (Populus Romanus), безусловно, являлось правоспособным, осуществляло властные функции юридического лица в публичном праве и функции юридического лица в частном праве, обладая имуществом (res publicae) для удовлетворения общегосударственных нужд и участвуя в обороте посредством купли-продажи, раздела земли, сдачи в аренду, выполнения общественных работ и т.д. Н.С. Суворов также убежден, что римское государство имело земельную собственность от начала своего существования5.
Как пишет И.А. Покровский, древнее римское право предполагало в качестве субъектов, носителей прав, только отдельных лиц. Все отно-
' См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 32-33.
2 См. там же. С. 189-219.
3 См.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право (базовый учебник) / Пер. с македонского д.ю.н., проф. В.А. Томсинова и Ю.В. Филиппова; Под ред. проф. В.А. Томси-нова. М, 1999. С. 94.
4 См. там же. С. 4-5,92.
5 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 33.
§ 1. Юридические лица в римском праве
шения, возникавшие не между отдельными лицами, регулировались иными нормами и охранялись иными средствами. Вместе с тем в хозяйственной жизни Рима огромное значение имело государственное имущество, в частности, государственные земли (ager publicus), государственные рабы (servi publici), хотя они находились вне обычных гражданских отношений (res extra commercium). Римское государство (Populus Romanus) не было собственником государственных имуществ (res publicae), как наша казна. Государственные имущества принадлежали римскому народу (populi Romani) вообще, но никому в частности. Представители власти, сначала царь, а затем республиканские магистраты (консулы, цензоры, квесторы и т.д.), управляли этим имуществом в интересах народа по началам публичного права. Например, сделки магистрата по передаче участков государственной земли в аренду частным лицам за известный оброк не являлись договорами обычного гражданского права, а потому были свободны от форм, необходимых для этих договоров. Споры, возникающие из этих договоров, рассматривались не обычным гражданским судом (legis actio), а подлежали административному разбирательству магистрата. Государственная казна (aerarium) являлась не юридическим лицом, не субъектом права, а складочным местом для государственных ценностей. В основе такого порядка лежала идея не регулирования и охраны чьих-либо субъективных прав, а управления имуществом, никому в частности не принадлежащим.
В. Б. Ельяшевич подчеркивал, что в республиканский период (V-IV вв. до н.э.) римское государство (Populus Romanus) не было уравнено с частными лицами (privatae personae, singuli), т.е. не являлось юридическим лицом гражданского права2.
|
|
В период перехода от республики к империи (IV—II вв. до н.э.) раздел провинций между императором Августом (принцепсом) и Сенатом как органом старой республики сделал необходимой двоякую государственную казну: сенатскую (эрар) и императорскую (фиск). С утверждением императорской власти средства как эрара, так и фиска находятся в ведении императора и фактически расходуются на государственные нужды.
В императорский период (II—I вв. до н.э.) фискальное имущество принципиально уравнивается в обороте с частным имуществом. При Северах различие между императорскими и сенатскими провинциями окончательно исчезло, и доходы со всех провинций стали поступать в государственную казну, за которой сохранилось название фиск.
J См.: Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998. С. 307-308. 2 См.: Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. СПб., 1910. С. 65.
Глава II. Происхождение юридического лица
Как отмечал Н.С. Суворов, с точки зрения римского права под фиском нужно понимать государство как хозяина государственного имущества. Фискальное имущество стало рассматриваться как принадлежность государства в лице императора. Фиск становится рядом с частными лицами, подчиняется тем же правилам, подпадает суду, выступая в гражданском обороте наравне с ними, хотя и пользуется многими привилегиями. Сделался возможным неслыханный в период республики судебный процесс между частным лицом и казной, суд по процессам фиска сблизился с ординарной юрисдикцией по имущественным делам частных лиц1.
В классическом римском праве (от установления магистратуры пе-регринских преторов до эдикта императора Каракаллы - 242 г. до н.э. -212 г. н.э.) теоретическая база существования юридических лиц была более развитой. В эпоху принципата (30 г. до н.э. - 193 г. н.э.) государству принадлежали две группы правомочий: государство как носитель государственной власти (imperium) было субъектом публичного права; как носитель частноправовых имущественных полномочий (fiscus) оно было субъектом частного права2.
|
|
Императорский престол. По мнению исследователей, обособление императорского коронного имущества от императорского частного имущества стало выражением идеи, что самый императорский престол существует как постоянное юридическое учреждение, требующее столь же постоянного обеспечения определенным имуществом, субъект которого есть каждый царствующий государь как таковой. Вместе с тем особая, государственная, природа фискального имущества, а также имущества императорского престола (коронного имущества императора и императрицы) проявлялась в различных отступлениях для него от норм обычного гражданского оборота, что выразилось в обширной системе фискальных привилегий: имущество фиска не подлежало давности; требования фиска имели преимущественное право перед другими кредиторами; фиску по его требованиям принадлежало законное закладное право на все имущество должника и т.д. До полного уравнения государства с частным лицом в области имущественных отношений римская юриспруденция никогда не доходила и даже никогда ясно и отчетливо не ставила государство в ряд допускавшихся ею юридических олицетворений3.
1 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 189-194.
2 См.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. С. 93.
' См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 190-194; Покровский И.А. История римского права. С. 314-315.
§ 1. Юридические лица в римском праве
Римский род. Во времена создания республики римский род представлял собой относительно неустойчивое объединение лиц, обладающее некоторыми имущественными и неимущественными правомочиями. Будучи коллективом или объединением всех членов рода, род обладал имуществом, иногда мог наследовать после своих членов. Если член рода покидал род, он не имел права требовать соответствующую квоту имущества, которое принадлежало роду на праве собственности как юридическому лицу1.
Муниципии. Прежде чем свершилось слияние эрара с фиском, произошло важное для истории юридических лиц событие - введение муниципальной системы с распространением при Юлии Цезаре римского гражданства на все подвластные Риму города. Как правило, это были города Латинского союза - федерации 30 городов в Центральной Италии, возникшей в начале I тысячелетия до н.э. Цветущие торговые города, например, греческие колонии Южной Италии - Тарент и др., обладали обширным имуществом и сложным хозяйством. Возможно, в греческом праве эти города уже рассматривались в имущественном обороте как особые юридические лица. Названные города вошли в состав расширившегося римского государства как его члены с известным кругом общегосударственных функций, перенесенных на них волей римского народа. Муниципия явилась как местная община, обособленная и получившая известную самостоятельность часть государства. Границы компетенции муниципальных и центральных государственных учреждений определялись особыми законами (leges municipales). Во второй половине республиканского периода муниципии становятся на одну доску с частными лицами (personae privatus, personae singularis), на них распространяется действие норм частного права. Претор, а позднее император своим эдиктом предоставлял им хозяйственную самостоятельность и признавал их субъектами права, подчиняя их обыкновенному гражданскому праву и гражданскому суду2.
По мере развития муниципального устройства римские юристы стали обращать внимание на то, что иногда имущество не принадлежит отдельным гражданам, а закрепляется за какой-то организацией, так что объединение в целом и отдельные его члены оказываются в отношении имущественных прав обособленными. Марциан отмечал, что театры, ристалища и тому подобное имущество принадлежат самой городской общине как некоему целому, а не отдельным ее членам, и если община имеет раба, это не значит, что отдельные граждане - члены общины
' См.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. С. 92-93.
2 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 39-40; Покровский И.А. История римского права. С. 310-311.
47