Связность текста дополняется категориями ретроспекции/проспекции и членимости

Целостность текста обеспечивается категориями информативности, интегративности, завершенности, хронотопа (текстового времени и текстового пространства), категориями образа автора и персонажа, модальности, эмотивности и экспрессивности.

Информативность текста – это степень его смысло-содержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли.

Интегративность текста - объединение всех его частей в целях достижения целостности. Интеграцию понимают как "скрытую" категорию, так как она может осуществляться средствами когезии, но может строиться и на ассоциативных отношениях. В основе интегративности текста, независимо от формы его существования, лежит замысел автора.

Завершенность текста на первый взгляд связана с отдельностью его материального тела, материальной оболочки. Но для текстового целого важнее всего его контекстуально-смысловая завершенность. Хотя все исследователи художественного текста говорят об открытости, неисчерпаемости смысла литературного произведения, в то же время с точки зрения целей и задач автора и читателя можно говорить об актуальной завершенности текста. Текст можно считать завершенным тогда, когда с точки зрения автора его замысел получил исчерпывающее выражение. Завершенность текста – функция замысла, положенного в основу произведения и развертываемого в ряде сообщений, описаний, размышлений и т.п. Понятие завершенности приложимо лишь к целому тексту, а не к его части. Завершенность как признак правильно оформленного текста читателю, не разгадавшему замысла автора, может показаться нереализованной.

Хронотоп – изображение (отражение) времени и пространства в произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Хронотоп воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения, но при этом не прямо, непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ, поэтому в произведении время и пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями. Например, время в тексте может быть либо соотнесено, либо не соотнесено с историческим, может быть непрерывным (линейно развертывающимся) или иметь временные перестановки.

Образ автора –категория, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля. Образ автора – одна из форм проявления реальной личности автора. В художественных произведениях образ автора может заменяться образом персонажа. Выделяются следующие типы повествователей:

1) объективный повествователь (от 3-го лица);

2) личный повествователь (от 1-го лица);

3) рассказчик – носитель речи, открыто организующий текст своей личностью.

Модальность - комплексное отражение позиции говорящего, проявляющееся во всей полноте, недосягаемой в рамках изолированного предложения. Реализуется в характеристике героев, в умозаключениях, в актуализации отдельных частей текста и в ряде других средств.

Эмотивность – языковое выражение эмоций, чувств, переживаний.

Экспрессивность - эмоциональное восприятие действительности и стремление передать его реципиенту. Экспрессивность – это все то, что делает речь более яркой, сильно действующей, глубоко впечатляющей. Экспрессивность – это фонетические, лексические, морфологические и синтаксические единицы языка; это авторские неологизмы, введение просторечной или жаргонной лексики, стилистические фигуры; параллельные конструкции, нарастание, всевозможные повторы, инверсия, аллитерация и т. п.

Связность текста дополняется категориями ретроспекции/проспекции и членимости.

Ретроспекция - грамматическая категория текста, объединяющая формы языкового выражения, относящие читателя к предшествующей информации. Благодаря ретроспекции читатель может восстановить в памяти полученные ранее сведения, переосмыслить их и, в конечном итоге, проникнуть в авторский замысел. В тексте отражается в оборотах типа:...вспомним в связи с... то, что мы говорили о... в начале нашего обсуждения...; ясно, что эти факты заставляют нас по-новому взглянуть на результаты..., полученные ранее:...;...здесь-то и сказывается роль..., рассмотренных нами в I главе... и т. д.

Проспекция - грамматическая категория текста, объединяющая различные языковые формы отнесения информации к тому, о чём речь будет идти в последующих частях текста. Проспекция даёт читателю возможность более полно представить связь и значение наиболее важных эпизодов. Благодаря упоминанию о дальнейшем развертывании действий, читатель фокусирует своё внимание не на результате, а на тех причинах, которые привели к такому результату. В тексте реализуется в оборотах типа: забегая вперед, скажем...; как будет показано ниже...; проблема... предполагает обсуждение следующих аспектов …рассмотрим их в порядке следования и т. п.

Членимость текста - наличие дискретных единиц текста, обусловленных коммуникативным и смысловым единством и целостностью текста. Особенная важность приобретается в научных текстах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: