II. Работа в группах по третьему направлению «Природа и человек».
Формулировка темы | тезис | Аргументы из отечественной литературы | |
в форме вопроса | в форме назывного предложения | ||
Взаимосвязаны ли природа и внутренний мир человека? | Родство человека и природы | Человек является частью природы | 1) Л.Н.Толстой. «Война и мир» (две встречи Болконского с дубом) 2) Ю.Нагибин. «Зимний дуб» 3) Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном» (письмо тридцать четвёртое «О русской природе»; тридцать шестое «Природа других стран») 4) И.С.Тургенев. «Бежин луг» |
2. «Проба пера»: напишите на черновике сочинение по одной из сформулированных вами тем.
III. Домашнее задание.
Допишите сочинение, начатое в классе
Рекомендации ученикам: Работа над композицией сочинения начинается с составления плана. План – это костяк, скелет сочинения, ведь в пунктах плана последовательно раскрывается ученическое понимание темы. Поэтому пункты плана должны быть конкретными, в них формируется не только то, О ЧЁМ вы будете писать, но и то, ЧТО будете писать, какую мысль надо доказать (это уже тезис). Составляя опорный план, про себя проговорите будущее сочинение в самом общем виде. Поэтому первая задача плана – записать всё, что приходит в голову. Набросав свои мысли, вы должны проверить логичность сочинения и убрать лишнее. |
Примерный план
Пункты плана | Композиционные части (350 слов) |
I. Милосердие – основа жизни в современном мире. (тезис) | Вступление + тезис (60 70слов) |
II. Основная часть 1. А.И.Куприн. «Чудесный доктор»; 2. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» (образ Сони Мармеладовой); 3. А.П.Платонов. «Юшка»; 4. Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». | Аргументация (234 - 240 слов) |
III. «Доброта одна на все времена». (А.А.Лиханов) | Заключение (60 - 70 слов) |
Пооригинальничаем…
Сочинения в жанре дневниковых записей: § дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного учеником); § дневник, ведущийся от лица литературного героя; § дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя. Сочинения в жанре писем: § письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.; § письмо от лица литературного героя. |