Содержание дисциплины

Тема 1. Этапы познания личности. Индивидуальное, общее, типологическое в психике человека.

Психология личности и индивидуальных различий как наука. Области пересечения с другими науками, роль в практической психологии. Этапы развития психологии индивидуальных различий. Принципы изучения личности: развития, системности, детерминизма, дополнительности. Унификаторы и диверсификаторы, номотетическое и идиографическое знание. Практическая и академическая психология личности. Донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды. Взаимодействие научных парадигм. Донаучное знание (краниоскопия, характерология, графология, физиогномика). Предпосылки превращения психологии индивидуальных различий в отдельную науку. Понятие психологической нормы. Направления дифференциально-психологических исследований.

Количество часов аудиторной работы - 4 часа.

Общий объем самостоятельной работы - 10 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 6 часа.
  • для выполнения индивидуальной домашней работы - 4 часа

Основная литература

1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. Москва, Смысл, 1999. Гл. 1, 2.

2. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., Флинта, 2015. Гл. 1. С. 5-20.

3. Нартова-Бочавер С.К. Потапова А.В. Введение в психологию развития. М., Флинта-МПСИ, 2011. Гл. 1.

4. Robinson, O.C. (2011). The Idiographic / Nomothetic Dichotomy: Tracing Historical Origins of Contemporary Confusions. History & Philosophy of Psychology, 13, 32–39.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. М., 1992.

2. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии, 1977. №7. С. 109-125.

3. Нартова-Бочавер С.К. // Развитие идей Л.И. Анцыферовой о методологии практической психологии личности // Психол. журн. 1997. №6. С. 35-45.

4. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. М., ЭКСМО. 2001. С. 11-24.

5. Нартова-Бочавер С.К. (сост.). Дифференциальная психология. Хрестоматия. М., АЛВИАН, 2007. Гл. 1.

6. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. 142 с.

7. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., Наука, 1998. 335 с.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.

9. McAdams Dan P. The Person. 4th Edition. NY, Wiley. 2006. Chapter 1.

Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • Групповая дискуссия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: