Темпераментов и мыслей художников, под воздействием
Времени, его общественных движений постепенно вызрел качественно
Новый этап в реалистическом отражении действительности.
Театр —коллективное искусство еще и в том смысле, что
Его общий творческий облик формируют разные художники.
Как бы ни были значительны открытия того или иного режиссера,
В эстетическом и историческом смысле у него находятся
Предшественники и попутчики, ибо театральное искусство
А. В о л о д и н. Для театра и кино. М., 1967, с. 308—09.
Делают вместе многие, составляя общую мозаику каждый из
Своего цвета. Театру, как виду искусства, для нормального развития
Важно не только многообразие художественных направлений,
Эстетически спорящих между собой, но и многообразие индивидуальностей
В русле одного творческого принципа.
Новый этап открывали спектакли Г. Товстоногова и О. Ефремова,
А. Эфроса и М. Туманишвили, полемически его обогащали
|
|
Спектакля Ю. Завадского, Б. Равенских и Р. Симонова,
Позднее Ю. Любимова.
Сам Товстоногов как художник понимал, что дело не только
В успехе того или иного спектакля, но в судьбе направления.
Это понимание было особенно острым в тех случаях, когда
Речь шла о сценическом успехе современной пьесы, ибо ее неуспех
Мог поставить под сомнение правомерность принципа.
Классику в таких случаях защищает ≪академическое≫ уважение,
О чем Товстоногов прямо говорил на профессиональных встречах
И в общей печати. В Ленинграде он встретился летом 1962 года
С участниками режиссерской лаборатории Н. П. Охлопкова — оппонента в недавнем жарком споре. Сам факт этот по-своему
Красив —два больших художника готовы спорить друг с другом,
Но раз речь идет об искусстве, они согласны выслушать со
Вниманием ч у ж у ю речь, пустить оппонента к ученикам.
Отвечая на один из вопросов, Товстоногов говорил тогда:
≪Для меня сейчас очень важны спектакли Володина. За него
Идет сейчас борьба, идет полемика. Его неуспех будет неуспехом
Не только данного театра, а целого направления. Он мне
Представляется самым современным автором, при всех его потерях.
Это не Чехов, но это что-то по-новому сказанное о сегодняшнем
Человеке. Поэтому особенно волнует —выйдет спектакль
или не выйдет. Если не выйдет ≪Горе от ума≫ —это одно
дело, а проигрыш Володина —это большой проигрыш≫.1
Спектакли ≪Пять вечеров≫ и ≪Варвары≫ не случайно стоят
|
|
Рядом в творческой биографии Товстоногова, при всей разности
их драматургического материала. Опыт работы над ≪Пятью вечерами
≫, встреча с пьесой, ≪своеобразие конфликта которой заключается