Раскрывали бы историческую перспективу.
Современный взгляд режиссера ищет в пьесе закономерность
развития истории. ≪Ревизор≫ сегодня предстает пьесой
О неизбежности исторического возмездия, а не комедией
О судьбе попавшего впросак городничего, спектакль говорит
О том, что сбылось и не могло не сбыться гневное пророчество
Герцена, данное в ≪Былом и думах≫: ≪Но пусть они знают:
Один палач за другим будет выведен к позорному столбу истории
и оставит там свое имя≫.
В разговоре о ≪Ревизоре≫ Товстоногова неизбежно возникает
Необходимость сравнения этого спектакля со знаменитым
Спектаклем Вс. Мейерхольда, поставленным в 1926 году. Некоторые
Мотивы мейерхольдовского спектакля стали всеобщим
Достоянием, ценным для всех, кто хотел бы найти новые пути
Постижения комедии Гоголя, даже полемизируя с Мейерхольдом.
Как и Мейерхольд, Товстоногов производит ≪переключение
комедии Гоголя в жанр трагедии≫, как и Мейерхольд, Товстоногов
Ищет разгадку пьесы в атмосфере наваждения, фантомов,
Видений.
Характеризуя замысел Мейерхольда, К. Рудницкий пишет,
что ≪Мейерхольд задался целью сыграть не ≪Ревизора≫, но Гоголя
—как некое художественное целое, Гоголя —как стиль — как особый мир, Гоголя —как Россию≫.1
Полемически _____________можно было бы заметить, что Товстоногов
≪задался≫ целью сыграть ≪Ревизора≫ —как ≪Ревизора≫. Как
И обычно, он идет путем постижения самой пьесы, внимательно
Вчитывается в текст, проникая режиссерской интуицией в мир
Пьесы, ее предлагаемые обстоятельства, и извлекает конкретность
Того или иного сценического решения из самой пьесы.
Он стремится пробиться через толщу штампов и умозрительных
Толкований к самому элементарному, но психологически
Точному обоснованию каждого поступка, каждой мизан1
К. Р у д н и ц к и й. Режиссер Мейерхольд. М., 1969, с. 355.
Сцены. В этом пункте начинается полемика двух спектаклей,
Полемика принципов подхода к классическому произведению
В частности и к театральному искусству в целом. Полемика,
Так сказать, естественная, возникающая объективно, а не потому,
Что без малого через сорок лет Товстоногов решил поспорить
С Мейерхольдом, полемика как отражение исторического
Движения в искусстве советской режиссуры.
По свидетельству К. Рудницкого, в работе Мейерхольда над
≪Ревизором≫ ≪с новой решительностью отвергалась классическая
Система создания сценических характеров. Мейерхольд
Отказывался ставить знак равенства между реализмом и психологизмом
И соответственно не считал возможным рассматривать