Способ относительных разниц применяется, как и предыдущий, только в мультипликативных и смешанных моделях типа: Z = (a – b) ·c. Он эффективно применяется в тех случаях, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные отклонения факторов в процентах или коэффициентах.
Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для мультипликативной модели типа Y= a·b·c. Сначала необходимо рассчитать относительные отклонения факторных показателей:
; ; .
Тогда отклонение результативного показателя за счет каждого фактора определяется следующим образом: для расчета влияния первого фактора необходимо базисную величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100:
,
чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить его изменение за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100
|
|
,
влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его изменение за счет первого и второго фактора и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.
.
Например, оценить влияние факторов на изменение объема работы дороги в эксплуатационных тонно-километрах (исходные данные приведены в табл. 2.1).
Расчет относительных отклонений факторов:
;
= 1,205%.
Изменение результативного показателя за счет факторов:
–752 млн. ткм;
= +1052 млн. ткм.
Задача 2.8. По данным табл. 2.9 определить влияние факторов на изменение грузооборота в тарифных тонно-километрах. Сделать вывод.
Т а б л и ц а 2.9
Показатели | Базисный период | Отчет |
Тарифные тонно-километры S Pl т, млн. | ||
Количество перевезенных тонн S Р, тыс. | ||
Средняя дальность перевозки l, км | 361,7 |
Задача 2.9. Проанализируйте причины изменения фонда оплаты труда под влиянием отдельных факторов. Сделайте вывод.
Т а б л и ц а 2.10
Показатели | Базисный период | Отчет |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 388,62 | 415,71 |
Численность работников, чел. | ||
Среднемесячная заработная плата, руб. |
Задача 2.10. Поданным табл. 2.11 проанализируйте влияние факторов на изменение эксплуатационных расходов.
Т а б л и ц а 2.11
Показатели | Базисный период | Отчет |
Эксплуатационные расходы, млн. руб. | ||
Приведенные тонно-километры, млн. | ||
Себестоимость перевозок, коп./10 ткм | 117,479 | 110,931 |