Методические указания предназначены для студентов специальности «Экономика и управление на железнодорожном транспорте», «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансовый менеджмент», «Прикладная математика».
Методические указания разработали проф., к.э.н. Т.П.Коваленок, доц., к.э.н.. Л.А.Бахарева.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Экономический анализ представляет собой гармоничное сочетание производственного (управленческого) и финансового анализа, бухгалтерского учета и аудита, менеджмента и маркетинга.
Экономический анализ представляет собой дисциплину, которая предназначена для:
- понимания сущности экономических явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости;
- систематизации и моделирования факторных моделей;
- определения влияния факторов на результаты деятельности предприятия;
- выявления и подсчета экономических резервов развития предприятия;
- овладения навыками организации аналитической работы на предприятии и повышения научно- экономической обоснованности бизнес планов.
|
|
Экономический анализ является одной из основных функций управления, от качества его провидения зависит конкурентоспособность предприятия, формирование его имиджа и дальнейшее развитие бизнеса (рис.1). Аналитические исследования являются базой для принятия управленческих решений.
|
2.
2.ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Выполнение и оформление отчетов по практическим заданиям допускается группой из 3-4 студентов по одному варианту.
Отчеты по практическим занятиям должны быть сданы на проверку не позднее установленного преподавателем срока. В период экзаменационной сессии работы на проверку не принимаются. Защита практических работ проходит в форме собеседования с преподавателем, в ходе которого определяются знания студента по дисциплине, умение использовать изученные методы анализа на практике, объективность предложенных управленческих решений, а также самостоятельность выполнения аналитических расчетов.
Отчеты по практическим занятиям должны быть выполнены в компьютерном варианте. При наборе текста средствами редактора MS Word используется интервал 1,5; шрифт Times New Roman – 14; поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. В отчете обязательно использование наглядных форм отображения материала (таблицы, графики, схемы, рисунки и т.д.).
Отчеты должны содержать:
- условие задачи;
- решение задачи с обязательным написанием формул расчета, подставленные значения и результаты расчетов;
|
|
- развернутые выводы по результатам выполненных расчетов и обоснование управленческого решения, которое должно непосредственно вытекать из проведенного в работе анализа.
Соблюдение вышеизложенных требований и рекомендаций к оформлению и содержанию практических заданий обязательно.
3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ, методика которого основывается на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки - объем производства (реализации) - прибыль» и прогнозирование величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Метод маржинального анализа называют анализом безубыточности или содействия доходу.
Данный вид анализа был предложен в 1930 г. американским инженером У.Раутштрахом под названием графика критического объема производства. В зарубежных странах он носит название CVP-анализ (Cost – Volume – Profit, затраты – объем - прибыль).
Маржинальный анализ направлен на выявление резервов роста прибыли во взаимосвязи трех показателей: издержки, объем продаж и цена реализации. Метод позволяет установить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, свести к минимуму предпринимательский риск. Маржинальный анализ используют, главным образом, в перспективном анализе и стратегическом планировании.
Основные этапы маржинального анализа:
- определение суммы постоянных и переменных издержек;
- сравнительный и факторный анализ уровня исследуемых показателей;
- прогнозирование их величины в изменяющейся бизнес-среде.