Значение и теоретические основы финансового анализа

Финансовый анализ – способ познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для осуществления деятельности. Это направление экономического анализа, который способствует обоснованию решений в сфере финансового управления. Как известно, в процессе функционирования любого предприятия циклично происходит:

–привлечение необходимых ресурсов;

–соединение их в производственном процессе;

–реализация произведенной продукции и получение конечных результатов.

Поэтому укрупненным и относительно самостоятельным экономическим объектом управления являются денежные средства (финансовые ресурсы), управление которыми в рыночных условиях резко возрастает, поскольку они:

–единственный ресурс, который легко трансформируется в любой другой;

–являются залогом дальнейшего развития предприятия.

Пользователи ФА:

–внутренние (бухгалтерия, финансовый, экономический отдел, отдел маркетинга и другие службы предприятия, каждый из которых использует информацию, исходя из своих служебных интересов);

–заинтересованные (владельцы-акционеры, учредители, которым важно знать уровень эффективности своих вложений, определить размер дивидендов и перспективы развития предприятия);

–посторонние (кредиторы, поставщики, покупатели, потенциальные инвесторы, налоговые органы, органы государственного управления, аудиторы и др.)

Управленческий анализ может быть только внутренним, а в финансовом анализе, соответственно к субъектам его проведения выделяют внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ. Осуществляется работниками фискальных органов, аудиторских фирм, кредитных учреждений, органов статистики, государственного управления, потенциальными инвесторами, партнерами по данным финансовой отчетности. Целью внешнего анализа может быть оценка целесообразности предоставления займа, заключение партнерских соглашений, эффективности вложений и инвестиционной привлекательности относительно дальнейших инвестиций, полноты уплаты налогов, и тому подобное.

Задачи внешнего анализа:

–оценка финансовых результатов;

–оценка финансово-имущественного состояния;

–анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

–исследование состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;

–анализ денежных потоков;

–анализ эффективности вложенного капитала.

Внутренним анализом занимается дирекция предприятия с целью управления его деятельностью, направленного на оптимизацию финансовых результатов и улучшение финансового состояния.

Комплексный (полный) анализ предполагает изучение всех аспектов формирования и использования финансовых ресурсов предприятия.

Тематический анализ ограничивается изучением лишь отдельных финансовых аспектов деятельности.

Экспресс–анализ – система регулярной оценки важнейших показателей финансового состояния.

Углубленный анализ предполагает оценку значительного числа показателей финансового состояния по данным финансового, бухгалтерского и налогового учета, осуществление факторного анализа и других специальных процедур.

Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Рассчитывается удельный вес каждого раздела баланса в его валюте, а также доля агрегированной группы или статьи в итоге по разделу (группе).

Горизонтальный анализ заключается в изучении динамики показателей во времени. Во время его проведения рассчитываются показатели динамики (отклонение, темпы изменения, изменения интенсивности), за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения. Это позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их изменение. Вертикальный и горизонтальный анализы дополняют друг друга. Поэтому на практике часто строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру баланса, так и динамику ее показателей.

Кроме того, выделяют предварительный, оперативный и ретроспективный финансовый анализ. То есть анализ применяют для оценки и диагностики состояния объекта, прогнозирования его развития, а также при выработке и обосновании выбора вариантов тактических и стратегических управленческих решений.

Предметом финансового анализа является причинно-следственные связи, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, которая характеризуется специальной системой показателей, которые находят свое отражение в финансовой отчетности, учета и других источниках о деятельности предприятия. В отличие от объекта, предмет охватывает лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и черты.

Объект – категория, связанная с определением направления аналитического исследования. В зависимости от уровня проведения (макро - и микро - уровень), широты охвата видов и аспектов деятельности, цели и задач анализа(комплексный, тематический, экспресс-анализ и углубленный) объектами финансового анализа могут быть финансовое положение государства (анализ выполнения Государственного бюджета, динамика инфляционных процессов), отрасли (анализ динамики показателей прибыльности предприятий отрасли, эффективность внешнеэкономических операций), региона (анализ хода наполнения и использования местного бюджета, динамика наличной потребности в коммерческих банках региона), вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия или определенные ее стороны (финансовое состояние и его динамика, финансовые результаты, эффективность использования оборотных средств).

Субъекты:

-внешние аналитики (инвесторы, кредиторы и кредитные учреждения, фискальные органы, органы государственного и надгосударственного управления, аудиторские и консалтинговые фирмы, контрагенты (партнеры), общественность);

-внутренние аналитики (владельцы, аппарат управления, другой персонал субъекта хозяйствования).

Метод анализа – это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования объекта.

Категории финансового анализа – это наиболее общие, ключевые понятия данной науки. К их числу можно отнести: показатель, фактор, модель, ставка, процент, дисконт, опцион, денежный поток, риск, рычаг, и др.

Научный инструментарий (аппарат) финансового анализа – это совокупность общенаучных и конкретно-научных способов (приемов, методик) исследования финансовой деятельности хозяйствующих объектов.

Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики. К ним относятся: системность, комплексность, периодичность (регулярность), преемственность, объективность и др.

Подходы к классификации приемов экономического анализа.

1.К неформализованным приемам относят те, которые основываются на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построение систем показателей, построение систем аналитических таблиц и тому подобное. Их применение характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

2.К формализованным относят те, в основе которых строго формализованные аналитические зависимости. Их в свою очередь можно классифицировать на:

- Классические приемы экономического и финансового анализа: элиминирование, балансовый, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.

- Традиционные приемы экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, ряды динамики.

- Математико-статистические методы изучения связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, главных компонент, ковариационный анализ, кластерный анализ и др.

- Эконометрические методы: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, теории производственных функций, теории межотраслевого баланса.

- Методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графов, деревьев, байесовского анализа, теория игр, массового обслуживания, сетевого планирования и управления.

- Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.

- Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

- Дескриптивные модели, известные также как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах (в т.ч. путем агрегирования статей), вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основываются на информации бухгалтерской отчетности.

- Предикативные модели носят прогнозный характер. Используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. К ним относятся обоснование объемов продаж с использованием методики маржинального анализа, финансовых планов, платежного календаря, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели, стохастические модели), модели ситуационного характера.

- Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить полученные результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, предварительно рассчитанными теоретически допустимым, желательным. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам продукции, центрам ответственности с последующим анализом отклонений фактических данных от нормативов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: