Задание С1 предполагает написание сжатого изложения исходного текста, который экзаменующиеся прослушивают дважды. Изложение проверяется экспертом по определённым критериям, о которых нужно помнить.
Наибольшее количество баллов за это задание ученик может получить, если: 1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; 2) правильно применил не менее двух разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее трех микротем текста или правильно применил один прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста; 3) работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.
При написании изложения перед учащимся стоит ряд задач: 1) не стремиться воспроизвести текст дословно; 2) не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.); 3) чередовать разные типы предложений и использовать только хорошо знакомые конструкции; 4) правильно употреблять личные местоимения в качестве средства связи частей текста; 5) внимательно проверить готовое изложение и при этом а) устранить неоправданные повторы; б) снять логические противоречия; в) исправить неточное употребление слов.
Основные способы сжатия текста:
Исключение
предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
повторов;
одного или нескольких синонимов.
Обобщение
нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами (Например: В вазе лежали яблоки, груши, мандарины. = В вазе лежали фрукты.);
образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Упрощение
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
замена сложноподчинённого предложения простым;
перевод диалога или прямой речи в косвенную;
замена фрагмента текста синонимичным выражением;
формулирование мысли своими словами.