Методы и модели прогнозирования спроса, их классификация

Прогнозирование спроса - это научно обоснованное предсказание развития рынка во времени на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей. Прогнозирование спроса в торговом предприятии — это прогноз будущих продаж, определение потребности в товарах и необходимых объемов закупок, составление заказов на поставку товаров.

В зависимости от времени различают следующие виды прогнозирования спроса:

· оперативное — до 1 месяца;

· конъюнктурное — от 3 до 6 месяцев;

· краткосрочное — от 1 года до 2 лет;

· среднесрочное — от 2 до 5 лет;

· долгосрочное — от 5 до 10 лет;

· перспективное — свыше 10 лет.

Методы прогнозирования спроса

Прогнозирование спроса осуществляется с помощью различных методов, которые подразделяют на:

1. эвристические, в которых преобладают субъективные начала:

· социологические — основаны на опросах конечных покупателей, выявлении их мнений и намерений;

· экспертные методы — основаны на подборе и формировании группы достаточно компетентных специалистов, которые высказывают свое мнение на основе знаний, опыта, интуиции, и оно рассматривается как экспертная оценка (метод Дельфи, метод мозгового штурма);

2. экономико-математические, где преобладают объективные начала:

· статистические методы — моделирование (строится прогнозная модель, которая характеризует зависимость изучаемого параметра от ряда факторов), расчет коэффициента эластичности спроса, экстраполяция (базируется на прошлом опыте, который пролонгируется на будущее);

3. специальные методы (трендовые модели в графическом или математическом виде). Тренд — временной фактор, который характеризует основную тенденцию изменения показателей — учитывают особенности спроса на различные товары (товары длительного пользования — тестирование рынка, панельные опросы; товары единовременного пользования — метод пробных покупок, повторных покупок).

Модель прогнозирования спроса - модель, используемая для прогнозирования рыночного спроса на продукцию. Исследование будущего (возможного) спроса на товары и услуги в целях лучшего обоснования соответствующих производственных планов. Модель прогнозирования основывается на трех наборах сведений: что люди говорят; что люди делают; что люди делали в прошлом. Модели прогнозирования разрабатываются для того, чтобы определить, как будут вести себя покупатели при определенных обстоятельствах. Прогнозирование спроса подразделяется на краткосрочное (конъюнктурное), среднесрочное и долгосрочное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: