Прогнозирование спроса - это научно обоснованное предсказание развития рынка во времени на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей. Прогнозирование спроса в торговом предприятии — это прогноз будущих продаж, определение потребности в товарах и необходимых объемов закупок, составление заказов на поставку товаров.
В зависимости от времени различают следующие виды прогнозирования спроса:
· оперативное — до 1 месяца;
· конъюнктурное — от 3 до 6 месяцев;
· краткосрочное — от 1 года до 2 лет;
· среднесрочное — от 2 до 5 лет;
· долгосрочное — от 5 до 10 лет;
· перспективное — свыше 10 лет.
Методы прогнозирования спроса
Прогнозирование спроса осуществляется с помощью различных методов, которые подразделяют на:
1. эвристические, в которых преобладают субъективные начала:
· социологические — основаны на опросах конечных покупателей, выявлении их мнений и намерений;
· экспертные методы — основаны на подборе и формировании группы достаточно компетентных специалистов, которые высказывают свое мнение на основе знаний, опыта, интуиции, и оно рассматривается как экспертная оценка (метод Дельфи, метод мозгового штурма);
2. экономико-математические, где преобладают объективные начала:
· статистические методы — моделирование (строится прогнозная модель, которая характеризует зависимость изучаемого параметра от ряда факторов), расчет коэффициента эластичности спроса, экстраполяция (базируется на прошлом опыте, который пролонгируется на будущее);
3. специальные методы (трендовые модели в графическом или математическом виде). Тренд — временной фактор, который характеризует основную тенденцию изменения показателей — учитывают особенности спроса на различные товары (товары длительного пользования — тестирование рынка, панельные опросы; товары единовременного пользования — метод пробных покупок, повторных покупок).
Модель прогнозирования спроса - модель, используемая для прогнозирования рыночного спроса на продукцию. Исследование будущего (возможного) спроса на товары и услуги в целях лучшего обоснования соответствующих производственных планов. Модель прогнозирования основывается на трех наборах сведений: что люди говорят; что люди делают; что люди делали в прошлом. Модели прогнозирования разрабатываются для того, чтобы определить, как будут вести себя покупатели при определенных обстоятельствах. Прогнозирование спроса подразделяется на краткосрочное (конъюнктурное), среднесрочное и долгосрочное.