Факторы произ земля

Основным фактором всех видов производства является земля. С одной стороны, она источник всех ресурсов, которые используются при производстве материальных благ и услуг. С другой стороны, она основной фактор производства в сельском хозяйстве.

Одним из источников дохода является собственность на землю. Она приносит доход в виде ренты. Рента – один из видов дохода на собственность, плата собственнику за раз­решение применить капитал к земле. Ее размер определен в договоре об аренде. Она уплачивается за всё время, на которое земельный собственник по договору ссудил, сдал землю в аренду.

Арендная плата равна земельной ренте. Но, как правило, она превышает раз­мер ренты, поскольку в аренду сдается земельный участок, на котором имеются сооружения, постройки, дороги и т. д. В таком случае в арендную плату, помимо земельной ренты, входит и ссудный процент, уплачиваемый за временное пользо­вание примененным к земле капиталом.

арендатор заинтересован в аренде на длительный срок, а собственник земли – в краткосрочной аренде.

Земля отличается от прочих средств производства тем, что она не является продуктом труда, а количество земли ограничено, и она не может быть воспроизведена. Ограниченность земли ведет к монополии хозяйства на земле. В сельском хозяйстве, при прочих равных условиях, плодородные земли приносят больше прибыли, и все предприниматели (фермеры) пытаются направить средства на обработку этих земель. Но так как для удовлетворения спроса населения не хватает продукции, произведенной только на плодородных почвах, необходимо производство и на неплодородных землях.

Индивидуальные издержки производства на худших землях выше, чем издержки производства той же продукции на лучших землях.

Добавочная прибыль, возникающая на средних и лучших землях, присваиваемая землевладельцем, и образует дифференциальную земельную ренту. Рента, возникшая в связи с различием земель по плодородию и местоположению-- диф рентой I. Рента, возникшая в результате дополнительных инвестиций, вызывает рост производительности труда, -- диф рентой II.

Таким образом, дифференциальная рента I подразделяется на две разновидности:

– рента по плодородию;

– рента по местоположению (расположение земель вблизи рынков сбыта).

Дифференциальная рента II связана с тем, что рост производства сельскохозяйственной продукции может происходить двояким образом:

– путем вовлечения в хозяйственный оборот новых земель (рента I);

– путем более интенсивной обработки тех же самых земель (рента II).

Дифференциальная рента II неизбежно возникает в условиях НТП. Новые капиталовложения в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности неизбежно приведут к росту производительности труда и снижению издержек, таким образом, общим результатом является увеличение размера ренты II.

Различия между двумя формами дифференциальной ренты состоят в следующем:

Во-первых, дифференциальная рента I возникает на основе экстенсивного хозяйствования, тогда как дифференциальная рента II возникает только на основе интенсификации производства. Во-вторых, различие состоит в ее получателях: дифференциальная рента I присваивается земельным собственником, а дифференциальная рента II временно присваивается предпринимателем-арен­датором как вознаграждение за примененный капитал.

Кроме монополии хозяйства на земле, существует монополия частной собственности на землю. Частная собственность порождает монополию частной собственности на землю, результатом которой является абсолютная рента. Механизм ее реализации осуществляется через выплату ренты за любую землю, независимо от ее качества. Кроме дифференциальной и абсолютной ренты в некоторых случаях имеет место монопольная рента. Это тогда, когда на определенный вид сельскохозяйственных продуктов, производимых в ограниченных количествах, устанавливается монопольная цена, значительно превышающая их средние издержки.

Закон спроса. предложения

Спрос – это количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время по данной цене. Суть закона спроса состоит в следующем: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса и наоборот. Отсюда, закон спроса – это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.

В основе спроса лежит следующая аргументация:

– люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой;

– потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается;

– закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Кривая спроса. Связь между ценой продукта и спросом на него можно изобразить графически (рис. 7.1). Если на горизонтальной оси отразить величину спроса, а на вертикальной – цену, то в точках пересечении кривых цены и спроса будет видна зависимость между ними. Согласно содержанию закона спроса, кривая спроса всегда будет носить нисходящий характер. (p,q)

На предлагаемом выше графике видно, что кривая спроса DD носит нисходящий характер. Это объясняется тем, что между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Неценовые факторы, влияющие на спрос. из них:1Предпочтения потребителей, их вкусы. 2 Число покупателей на рынке. Между числом покупателей на рынке и спросом существует прямая связь: чем больше покупателей, тем выше спрос и наоборот.3. Доходы потребителей. 4 Цены на сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы (например, сливочное масло и маргарин), между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. 5 Ожидания потребителей относительно цен и доходов. Ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могут побудить их покупать в данный период продукта больше, чтобы не совершать покупки при более высоких ценах.

Изменение одной или более неценовых детерминант спроса вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо (в данном случае от D1 к D2).Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево (в данном случае от D1 к D3) (Рис 7.2).

Предложение – это то количество товара, которое производители (продавцы) готовы предложить рынку в данное время по данной цене. Одним из факторов, на котором базируется рынок, является личный интерес. Отсюда, суть закона предложения: с повышением цен возрастает величина предложения и наоборот. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это сделать по низкой. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

К основным неценовым факторам предложения относятся:1цены на ресурсы (снижение цен на ресурсы снизит издержки и увеличит предложение);2технология производства (нововведения в технологии позволяют более эффективно произвести единицу продукции и увеличить предложение);3налоги и дотации (большинство налогов предприятия рассматривают как издержки производства, что приводит к сокращению предложения). Дотации, напротив, снижают издержки, что приводит к росту предложения;4 ожидания изменения цен (например, ожидаемое повышение цен на автомобили может сократить их предложение в текущем периоде);5 продавцов на рынке (чем больше фирм-производителей в отрасли, тем больше предложение и наоборот).

Как влияют на смещение кривой предложения неценовые детерминанты показано на рисунке 7.4. Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо от S1 к S2. Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево от S1 к S3.

E/// цену, по которой потребители готовы купить, а производители продать какой-либо конкретный товар. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки данного продукта.Когда цена устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и потребителей о покупке взаимно согласуется, – равновесной ценой.

1. Равенство спроса и предложения на рынках благ означает, что все товары, произведенные фирмами, куплены потребителями, фирмами или государством. Куплены все произведенные потребительские блага (яблоки, булочки, книги, кресла и т. д.). Куплены все капитальные блага (станки, инструменты, оборудование и т. д.). Государство оплатило все общественные блага (маяки, дороги, ракеты и т. д.), произведенные или отремонтированные по его заказу.

На всех рынках происходит "очищение", и нет ни излишка благ, ни дефицита. Таким образом, фирмы продают ВСЮ произведенную ими продукцию и незапланированные инвестиции равны нулю (IU = 0).

2. Равенство спроса и предложения на рынках ресурсов означает, что все количество ресурсов, предлагаемое к продаже, покупается фирмами. В частности, это означает, что все люди, которые желали устроиться на работу при данной заработной плате, устроились на работу. А полученный доход собственники ресурсов тратят на приобретение всех потребительских благ, произведенных фирмами.

Поскольку рынки благ и рынки ресурсов зависят друг от друга, равновесие на них может наступить только одновременно.

Эластичность спроса и предл

это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.

эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

EDPЭластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные единицы, а относительные. Рост цены на 10 тенге на шоколадку будет ощутим, а такое же изменение цены на холодильник останется покупателем незамеченным. Исходя из этого, эластичность спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах. Его можнопредставить в виде следующей формулы:

– qотносительное изменение спроса;– p относительное изменение цены.

В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода:

,i– относительное изменение дохода.

Если по доходу (Е1 < 0), то можно сказать, что оно обладает низким качеством. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Если (Е1 > 0), благо является нормальным. Если 0 < Е1 < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости. При Е1 > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения. Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей (например, приобретение мебели).

Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле: K m — коэффициент эластичности предложения;G — процент изменения количества предлагаемого товара;F — процент изменения цены

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

Национальная экономика –

Структура национальной экономики в макроэкономическом плане характеризуется системой фактически сложившихся отношений между имеющимися в стране производственными ресурсами; объемами их распределения между экономическими агентами (разделение труда); между объемами производства этих агентов, а также соотношение между составными частями национального продукта, сформировавшимися в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

А формирование экономической структуры оказывают влияние: конъюнктура рынка, его емкость и степень монополизации, уровень развития НТП, качество производственных ресурсов инфраструктурная обеспеченность территории.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике.
1. Производственная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д. Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.
2. Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.
3. Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.
Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:1) торговых организаций;2) биржевой торговли;3) банковской системы;4) небанковских учреждений;5) транспортной системы.

4.Домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что ДХ являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей

5.Отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития

Теперь об экстенсивном и интенсивном типах воспроизводства. На уровне предприятия мы эту проблему рассматривали. Идея та же, но на уровне национальной экономики. Следует обратить внимание на тот факт, что интенсивное развитие экономики зависит от множества факторов и прежде всего от уровня монополизации производства и развития общественного разделения труда, вовлеченности национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, восприимчивости предприятий к достижениям НТП, структурной политики государства и т.д.

Признаи нац эк:1---Наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда. В приведенном выше определении национальной экономики этот признак обозначен словом «целостность». Национальную экономику образуют не просто производители, функционирующие в той или иной стране; это не простая их сумма, а некоторое единство. Наличие хозяйственных связей необходимо для передачи экономического импульса от одного субъекта другому.2---Общая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты. Ее образуют, прежде всего:единое хозяйственное законодательство;единая денежная система;общая финансовая система.3--Общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром выступает государство. В любой экономической системе ему отводится роль координатора. Степень его вмешательства в экономику может быть различна (от минимальной в условиях чистого рынка, до максимальной при централизованно-плановой экономике). Но национальная экономика предполагает, что этот центр берет на себя по меньшей мере функции регулирования денежной системы, проведения финансовой политики, оказания социальной поддержки определенным категориям населения.4---Общая система экономической защиты. Это наличие своего рода экономических границ в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т.п. Если этот признак отсутствует, то такая макроэкономическая проблема, как равновесие совокупного спроса, совокупного предложения, становится не вопросом каждой страны, а некоторого международного экономического образования (например, ЕС).

Государственное регулирование

комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государство отвечает за:--Фискальную политику (бюджет, налоги)--Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)--Регулирование внешней торговли--Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:--Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.--Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.--Правовое регулирование - изменение существующего законодательства.

Методы регулирования разделяются на:--Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)--Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика--Внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования:--Государственные целевые программы (социальные)—Прогнозирование--Моделирование ситуаций

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины регулирования:--Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)--Наличие частного и общественного характера производства--Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)--Научно-технический прогресс--Тенденция к монополизации--Наличие международной конкуренции.

Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками[1], исходя из интересов господствующих элит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: