Классификаия расходов предприятия

В бухгалтерском учете в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организаций расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99)[3]).

Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров; учитываются на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.) и расходов на продажу (44).

Прочие расходы – это те, которые не относятся к расходам по обычным видам деятельности и не учитываются на счетах учета затрат на производство. В конечном итоге их отражают на счетах 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Согласно п. 11 ПБУ 10/99 прочими расходами являются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату активов организации (во временное пользование, временное владение и пользование), прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций при условии, что перечисленные виды деятельности не являются для организации основными;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- отчисления в оценочные резервы (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и другие), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы;

- сумма уценки активов;

- перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

- прочие расходы.

В отличие от приведенной выше «бухгалтерской» классификации расходов в налоговом учете расходы разделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы.

По экономическому содержанию расходы группируют по элементам затрат.

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации по обычным видам деятельности группируют по следующим элементам затрат:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных от­ходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, команди­ровочные и др.)[4]).

Полученные по элементам расходов данные необходимы для определения финансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период, разработки бизнес-планов, определения объема закупок материальных ресурсов, фонда оплаты труда и суммы амор­тизационных отчислений, организации контроля за расходами, исчис­ления показателей эффективности использования ресурсов (материалоемкости, трудоемкости и др.) и ряда других показателей.

Следует отметить, что при учете расходов по их элементам не выделяют расходы на законченную производством продукцию (работы, услуги) и незавершенное производство.

НК РФ предусматривает выделение не пяти, а четырех элемен­тов расходов:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- сумма начисленной амортизации;

- прочие расходы [5]).

Для целей управления состав затрат по элементам может быть существенно расширен.

В управленческом учете применяются группировки затрат по различным классификационным признакам, назначение которых определяется конкретной управленческой задачей.

В зависимости от способа включения в себестоимость затраты делятся на прямые и косвенные, производственные и внепроизводственные.

Прямые затраты – те затраты, которые обусловлены технологическим процессом изготовления продукции и подлежат включению в состав производственных затрат конкретных видов продукции по дебету счета 20 «Основное производство». К прямым расходам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда.

Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием базе распределения (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, часов отработанного времени и т.п.). База распределения косвенных расходов описывается в учетной политике предприятия. В отечественной экономической литературе косвенные расходы также называют накладными расходами.

В зависимости от влияния объема производства можно выделить переменные и постоянные затраты.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателей, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

В большинстве случаев издержки являются условно-переменными. В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Например, при увеличении закупок сырья поставщики его нередко предоставляют скидку с цены, и тогда затраты на сырье растут медленнее объема производства.

Постоянные (условно-постоянные) затраты не следуют за динамикой объема производства (выручки). Примерами постоянных производственных затрат являются расходы по аренде производственных площадей, амортизация основных средств производственного назначения. Постоянные затраты не зависят от объема производства (выручки) до тех пор, пока интересы дальнейшего наращивания не потребуют увеличения производственных мощностей, численности работников, а также роста аппарата управления. Такие затраты изменяются ступенчатым образом, т.е. остаются неизменными только в пределах определенного интервала объема производства и поэтому называются условно-постоянными.

Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно привести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).

В отличие от переменных, большую часть постоянных затрат при сужении деятельности предприятия и снижении выручки от реализации не так-то легко уменьшить. Так, в периоды снижения производственной активности и неблагоприятной конъюнктуры рынка предприятие вынуждено начислять в прежних размерах амортизацию, выплачивать проценты по ранее полученным кредитам, платить заработную плату.

Список переменных и постоянных затрат для каждого предприятия индивидуален, но критерий классификации универсален: зависимость либо независимость от величины объема производства[6]).

С точки зрения альтернативного использования экономических ресурсов затраты подразделяются на несопутствующие (безвозвратные) и сопутствующие (релевантные), а также реальные и вмененные (альтернативные).

Несопутствующие затраты – затраты, которые не зависят от принятого варианта действий и не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Такие затраты могут быть безвозвратными (произведенные ранее затраты, которые не могут быть изменены) и будущими (затраты, которые появятся в будущем и не зависят от вариации решений).

Сопутствующие (релевантные) затраты – варьируются в зависимости от принятого решения, т.е. затраты, которые будут понесены только в случае реализации выбранного варианта действий. Приняв альтернативный вариант действий, предприятие может избежать релевантных затрат.

Реальные затраты – произведенные или будущие затраты производственного и непроизводственного характера.

Вмененные затраты - это упущенная выгода предприятия, т.е. возможность, которая потеряна или которой жертвует предприятие ради выбора альтернативного управленческого решения[7]).

Наличие возможности нормирования позволяет подразделить затраты на нормируемые (которые поддаются нормированию и включаются в нормативную базу организации - материальные затраты, основная заработная плата производственных рабочих и др.) и ненормируемые (затраты, по которым нормы не устанавливаются, - потери от простоев, оплата сверхурочных работ и др.). Деление затрат на нормируемые и ненормируемые предусмотрено также НК РФ для целей налогообложения.

К нормируемым расходам для целей налогообложения относят командировочные и представительские расходы; суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных законодательством; затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; плата государственному или частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах установленных тарифов; часть расходов на рекламу. Все остальные расходы организаций для целей налогообложения являются ненормируемыми. Нормируемые для целей налогообложения затраты включаются в себестоимость продукции, принимаемой для налогообложения прибыли, в пределах установленных норм и нормативов. Для целей учета они принимаются в фактически произведенных затратах[8]).

Представленные классификации затрат могут изменяться и дополняться предприятием с учетом особенностей технологии и организации производства, а также реализуемых организацией управленческих задач.

Планирование расходов на производство и реализацию продукции.

Планирование расходов – важный раздел плана финансов-хозяйственной деятельности предприятия. Планируемые показатели расходов служат базой для экономического обоснования плановой прибыли, определения потребности в оборотных средствах, разработки ценовой политики, составления баланса доходов и расходов и выявления резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Основные методы планирования затрат:

1. Расчет переменных и постоянных расходов на планируемый период.

Расчет плановой суммы переменных расходов может быть произведен еа базе результатов анализа фактической их суммы за отчетный период и намечаемого прироста объема выпуска продукции в планируемом периоде. Сумма постоянных расходов в соответствии с их экономическим содержанием мало зависит от изменения объема выпускаемой продукции, но увеличивается под влиянием инфляции.

Пример. Руководство предприятия наперено увеличить выручку с 40 000 тыс. руб. до 44 000 тыс. руб.Общие переменные затраты для исходного варианта составляют 31 000 тыс. руб., постоянные – 3 000 тыс. руб. Рассчитайте расходы на планируемый период при условии, что индекс цен прогнозируется на уровне 107%.

Решение. Планируемая сумма переменных расходов составит: 31000 *(1+(44000-40000/40000))* 1,07=36490 тыс. руб.

Планирумема ясумма постоянных расходов сосавит: 3000*1,07=3210 тыс. руб.

Общая планируемая сумма расходов равна 39700 тыс. руб. (36490 + 3210). Плановый прирост равен 17% (39700/34000).

2. Экономическое обоснование сметы затрат и себестоимости продукции.

Смета на планируемый разрабатывается по каждому элементу затрат на основе плановых показателей выпуска продукции, анализа затрат за отчетный период и выявленных факторов их изменения.

В смете при составлении прооизводственной программы определяются различные виды себестоимости продукции: себестоимость валовой продукции, производственная себестоимость товарной продукции, полная себестоимость товарной продукции, себестоимость реализуемой продукции. Расчет видов себестоимости определяет этапы планирования себестоимости:

1. Определяется общий объем затрат, связанных с выпуском конкретного объема продукции.

2. Определяется себестоимость (производственная) валовой продукции (Свп), представляющая собой совокупную сумму затрат на выпуск продукции с исключением расходов, списываемых на непроизводственные счета (транспортные и другие услуги, научно-исследовательсткие работы, выполненные сторониими организациями, стоимость капитальных работ по строительству и ремонту собственных основных фондови и т.п.)

3. Производственная себестоимость товарной продукции (Спртп) определяется на основе намечаемых в планируемом периоде показателей изменения остатаков незавершенного производства. Планируемый приростэтих остатков уменьшает себестоимость, а уменьшение увеличивает.

где Спртп – планируемая производственная себестоимость товарной продукции;

Свп – планируемая производственная себестоимость валовой продукции;

- изменение остатков незавершенного производства.

4. Полная себестоимость товарной продукции (Сптп) рассчитывается с учетом коммерческих расходов, связанных с реализацией готовых изделий (упаковка, доставка и реклами изделий, прочие расходы по реализации продукции).


где Сптп – планируемая полная себестоимость товарной продукции;

Спртп – планиркемаяпроизводственная себестоимость товарной продукции;

КР – планируемые коммерческие расходы.

5.Полная себестоимость реализованной продукции (Срп) зависит от намечаемых в планируемом периоде остатков на складеготовых изделий и товаров. Прирост суммы остатков уменьшает себестоимость товарной продукции, а планируемое их увеличение – влечет за собой увеличение себестоимости товарной продукции.

где Срп – планируемая полнаясебестоимость реализованной продукции;

Сптп – планируемая полная себестоимость товарной продукции;

- изменение остатков нереализованной продукции и товаров по производственной себестоимости;

НРПк и НРПн – остатки нереализованной продукции по производственной себестоимости на конец и начало планируемого периода соответственно.

Составы остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода различаются, они неодинаковы и при различных методах планирования выручки от реализации продукции.

В случае, если выручка планируется по поступлению денег на расчетный счет (в кассу предприятия) (по «оплате»), остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включает в себя следующие элементы:

- готовую продукцию на складе;

- товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;

- товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупателем;

- товары на ответственном хранении у покупателей.

В составе остатков продукции на конец планируемого периода рассчитывают только первые два элемента, так как товары, не оплаченные покупателем в срок, находящиеся на ответственном хранении у покупателей, являются следствием нарушения расчетной и договорной дисциплины, а потому не планируются.

При определении остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода исходят из производственной себестоимости товарной продукции и нормы запаса в днях.

где НРПк - производственная себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода;

Спртп – планируемая производственная себестоимость товарной продукци;

Д – число дней в периоде;

N - норма запаса в днях.

Норма запаса в днях, хотя бы ориентировочно, может быть рассчитана на каждом предприятии. Она имеет разное содержание для остатков готовой продукции на складе и для товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил. По готовой продукции на складе норма в днях - это количество дней, в течение которых продукция находится на складе. По товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил, норма в днях соответствует сроку документооборота, т.е. времени, необходимого для пробега документов из банка поставщика в банк покупателя и обратно.

При учетной политике определения момента реализации по отгрузке путовой продукции в остатках отражается:

- готовая продукция на складе;

- остаток товаров, по счету 45 (товары отгруженные, выполненные работы и услуги).

Пример. Рассчитай те по цементному заводу плановую себестоимость реализуемой продукции на основе следующих данных.

Затраты на производство составили:

сырье и росновные материалы – 320 млн. руб.;

вспомогательные материалы – 180 млню руб.;

фонд оплаты труда – 280 млн. руб.;

фмортизация ОФ – 90 млн. руб.;

прочие зрасходы – 79 млн. руб.

Расходы, списанные на внепроизводственные счета составили 12 млн. руб. Изменение остатков НЗП оценивается в +1,2 млн. руб. Внепроизводственные расходы планируются на уровне 26 млн. руб. Ожидаемые остатки НРП на начало периода по производственной себестоимости составляют:

готовой продукции на складе – 12 млн. руб.;

товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил – 39 млн. руб.;

товаров, неоплаченных в срок – 14 млн. руб.;

товаров на ответственном хранении у покупателей – 6 млн. руб.

Норма запаса по готовой продукции на 1 квартал планируемого периода сосавит 11 дней.

Решение.

Свп = (320 + 180 + 280 + 90 + 79) – 12 = 937 млн. руб.

Спртп = 937 – 1,2 = 935,8 млн. руб.

Сптп = 935,8 + 26=961,8 млн. руб.

Срп = (12+39+14+6) + 961,8 – (935,8/90*11) =918,42млн. руб.


[1]) Расходы организации: ПБУ 10/99: Положение по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33 н.- Режим доступа: http://nalog.consultant.ru

[2]) Врублевский, Н. Д. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / Н.Д. Врублевский. М.: Бухгалтерский учет, 2005. С.194.

[3]) Расходы организации: ПБУ 10/99: Положение по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33 н.- Режим доступа: http://nalog.consultant.ru

[4]) Расходы организации: ПБУ 10/99: Положение по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33 н.- Режим доступа: http://nalog.consultant.ru

[5]) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями). – Режим доступа RL:http://www. interlaw.ru

[6]) Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов / М.А. Вахрушина. М.: Омега-Л, 2008. С. 69

[7]) Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов / В.Б. Ивашкевич. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008. С. 52.

[8]) Танашева, О.Г. Контроль и анализ в системе управления затратами / О.Г. Танашева, Т.С. Рябова // Экономический анализ. - 2004. - № 18. С. 36


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: