Рассмотренные точки зрения на государственный долг показывают, что однозначного решения этой проблемы пока не существует. Большинство экономистов считает, что долг обременителен главным образом потому, что ведет к снижению объема капитала, а следовательно, уровня благосостояния в долгосрочном периоде. Долговое финансирование бюджетного дефицита не является проблемой, если процент по облигациям не превышает темп роста реального дохода.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Равенство Барро-Рикардо
Государственное бюджетное ограничение
Платежеспособность государства
ЛИТЕРАТУРА.
1.Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. Гл.16, с. 615-636
2.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во Моск. Ун-та, ИНФРА-М, 1997. с. 395-399
3. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. С.-Пб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. с.575-614
ТЕСТЫ
1. В соответствии с традиционным взглядом на государственный долг уменьшение налогов приведет в краткосрочном периоде ко всему перечисленному ниже, КРОМЕ:
|
|
1)увеличения потребления
2)увеличения частных сбережений
3)увеличения инвестиций
4)уменьшения общественных сбережений
2. В соответствии с традиционным взглядом на государственный долг уменьшение налогов приведет в долгосрочном периоде ко всему перечисленному ниже, КРОМЕ:
1)уменьшения общественных сбережений
2)уменьшения национальных сбережений
3)уменьшения чистого экспорта
4)снижения курса иностранной валюты
3. Величина государственного долга равна:
1)текущему дефициту государственного бюджета
2)общему долгу всех граждан страны
3)текущему долгу правительства
4)государственным расходам минус налоги
4. В соответствии с рикардианским взглядом на государственный долг потребители будут рассматривать снижение текущих налогов как:
1)возрастание их постоянного дохода
2)возрастание их дохода в течение жизненного цикла
3)возрастание в их текущего располагаемого дохода, сопровождаемое будущим увеличением налогов
4)возрастание общественных сбережений
5. В соответствии с рикардианским взглядом на государственный долг потребители будут реагировать на уменьшение текущих налогов:
1)увеличением их текущего потребления
2)увеличением частных сбережений на величину сокращения налогов
3)увеличением их будущего потребления
4)уменьшением их частных сбережений на величину сокращения налогов
6. В соответствии с рикардианским взглядом на государственный долг сокращение текущих налогов приведет к:
1) сокращению общественных сбережений
2) увеличению частных сбережений
3) не повлияет на национальные сбережения
|
|
4) все перечисленное верно
7. Текущее сокращение налогов может увеличить текущее потребление при ограничении по заимствованию потому, что:
1) происходит сдвиг вправо линии межвременного бюджетного ограничения
2) увеличивается их текущий располагаемый доход
3) банки начнут более охотно выдавать кредиты
4) все перечисленное верно
8. В начале 1980-ых годов в США налоги были существенно снижены и национальные сбережения упали. Это событие само по себе подтверждает:
1) традиционный взгляд на государственный долг
2) рикардианский взгляд на государственный долг
3) ни один из взглядов на государственный долг
4) взгляд о нейтральности государственного долга
9. В начале 1980-ых годов в США налоги были существенно снижены и национальные сбережения упали. Это событие может служить подтверждением рикардианского взгляда на государственный долг, если:
1) внезапно уменьшился оптимизм относительно будущего экономического роста
2) ожидается будущее сокращение государственных расходов
3) ожидается, что уменьшение налогов является временным
4) снижение налогов было неожиданным
10. В соответствии с традиционным взглядом на государственный долг, если налоги уменьшаются без уменьшения государственных расходов, то с точки зрения платежного баланса это приведет к:
1)положительному сальдо счета движения капитала и дефициту счета текущих операций
2)дефициту сальдо счета движения капитала и положительному сальдо счета текущих операций
3)положительному сальдо счета движения капитала и счета текущих операций
4)дефициту счета движения капитала и счета текущих операций
11. В соответствии с традиционным взглядом на государственный долг, уменьшение налогов без уменьшения государственных расходов:
1) увеличит потребление и уменьшит национальные сбережения
2) увеличит потребление и уменьшит частные сбережения
3) не изменит потребление, но уменьшит национальные сбережения
4) не изменит потребление, но уменьшит частные сбережения
12. В соответствии с традиционным взглядом на государственный долг, уменьшение налогов без уменьшения государственных расходов:
1)увеличит потребление как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде
2)снизит потребление как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде
3)увеличит потребление в краткосрочном периоде, но снизит его в долгосрочном периоде
4)снизит потребление в краткосрочном периоде, но увеличит его в долгосрочном периоде
13. Равенство Барро—Рикардо предполагает, что:
1) уменьшение налогов не влияет на потребление, но изменяет государственные расходы
2) ни уменьшение налогов, ни изменение госрасходов не влияет на потребление
3) уменьшение налогов, сопровождаемое будущим уменьшением государственных расходов, приведет к уменьшению потребления
4) если государство уменьшает налоги и увеличивает текущие государственные расходы, то потребление возрастет
14. Если потребитель в модели межвременного выбора сталкивается с ограничением по заимствованию и происходит снижение налогов в первом периоде, возмещаемое увеличением налогов во втором периоде, то:
1)потребление в обоих периодах останется неизменным
2)потребление в 1-ом периоде возрастет, а в 2-ом периоде упадет
3)потребление в 1-ом периоде возрастет, а в 2-ом периоде не изменится
4)потребление в обоих периодах возрастет
15. Предположим, никто в стране не заботится об экономическом благосостоянии будущих поколений. Тогда, в соответствии с рикардианскими воззрениями, снижение налогов, финансируемое за счет долга:
1) не окажет никакого влияния
2) вызовет увеличение потребления, поскольку правительство имеет возможность ввести налоги для полной выплаты долга в течение нескольких лет
3) потребление будет возрастать по мере снижения государством своих расходов
|
|
4) потребление возрастет лишь частично, поскольку большинство налогоплатилыциков будут живы и будут платить налоги в течение многих лет после снижения налогов.
16. Если в некотором году государственный долг в стране А был равен 3000 млрд. долл., темп инфляции был 3%, темп роста населения 1%,темп роста технологического прогресса 2% и страна находилась в устойчивом состоянии, то, в соответствии с концепцией платежеспособности государства, дозволяемый бюджетный дефицит в ней был равен:
1) 900 млрд. долл.
2) 180 млрд. долл.
3) 600 млрд. долл
4) 300 млрд. долл.