Лекция 8 Планирование и прогнозирование экономического развития и экономического роста

Основные понятия:

Национальная стратегия устойчивого развития; индексный метод расчета темпов роста; народнохозяйственная пропорция; диспропорции; структурные прогнозы; комплексный прогноз научно-технического развития; научно-технические программы; пороговое значение доли инвестиций в ВВП; программа поддержки малого предпринимательства.

Планирование и прогнозирование экономического развития и экономического роста

Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

Концепция стратегического развития Республики Беларусь на современном этапе была сформирована и представлена в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Этот документ отразил научно-обоснованные направления устойчивого развития республики, исходя из принципов устойчивого развития, принятых ООН в «Повестке дня на ХХI век», и собственных национальных интересов, условий и особенностей развития.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь была разработана в целях обеспечения эффективного участия страны в решении вопросов устойчивого социально-экономического развития в рамках мирового хозяйства и создания необходимых предпосылок устойчивого развития в республике, способных обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь вошла в систему государственных прогнозных и плановых документов социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и разрабатывается каждые пять лет на 15-летний период.

Экономический рост прогнозируется на основе данных анализа динамики макроэкономических показателей с учетом факторов, влияющих на рост производства. При прогнозировании экономического роста используются различные методы. Можно использовать факторные модели, суть которых состоит в установлении количественных связей между объемом и динамикой производства, объемом и динамикой производственных ресурсов. Устанавливается зависимость выпуска продукции от одного или нескольких факторов производства. При использовании одного фактора, например, трудовых ресурсов, используется однофакторная модель, при двух и более – применяются многофакторные модели.

Помимо этого при прогнозировании экономического роста применяется экстраполяция или перенесение на будущее сложившихся в прошлом и настоящем тенденций и закономерностей экономического роста. Однако использование экстраполяции правомерно лишь при устойчивости динамического процесса во времени; сохранении общих условий воспроизводства на какой-то период времени в будущем, отсутствии факторов, способных вызвать перелом или скачок в экономическом развитии. Но и в этих случаях существуют ограничения для горизонта экстраполяции: для макроэкономических показателей он не должен превышать
3–5 лет.

При определении темпов роста и объема общественного продукта и национального дохода используются также индексные методы расчета.

Расчет темпов экономического роста с учетом влияния факторов производства может проводиться:

* на основе изменения численности занятых в материальном производстве и производительности их труда;

* на основе динамики производственных фондов и изменения эффективности их использования.

При первом методе расчета изменение численности работников в сфере материального производства может быть определено на основе данных демографической статистики, отчетных балансов трудовых ресурсов. Повышение производительности труда можно рассчитать, исходя из намеченных заданий по росту фондовооруженности труда, энерговооруженности и сложившегося соотношения этих показателей с производительностью труда. Отсюда темп роста общественного продукта будет равен:

Jоп = Jпр * Jч ,

где Jоп – индекс роста общественного продукта; Jпр – индекс роста производительности труда; Jч – индекс роста численности работающих в материальном производстве.

При втором методе расчета необходимо определить прирост производственных фондов в прогнозируемом периоде и ожидаемую фондоотдачу. Формула расчета следующая:

Jоп = Jф * Jфо,

где Jоп – индекс роста общественного продукта; Jф – индекс увеличения основных производственных фондов; Jфо индекс изменения фондоотдачи.

Методы расчета темпов роста производства, основанные на зависимости роста общественного продукта от динамики объема живого труда и его производительности или от динамики объема и эффективности использования производственных фондов, не могут быть изолированы друг от друга. Процесс общественного производства основан на одновременном участии рабочей силы и производственных фондов, находящихся в определенных количественных соотношениях. Поэтому более правильно при определении темпов роста общественного продукта использовать многофакторные модели, позволяющие учесть совместное влияние различных факторов производства.

В регулировании масштабов и темпов экономического роста важная роль отводится программно-целевому методу. Как показывает опыт многих стран, программы являются важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем развития экономики, общества и человека. Они позволяют также решать ключевые проблемы стабилизации развития экономики, создания предпосылок устойчивого роста и служат для усиления целевой ориентации в регулировании социально-экономического развития Республики Беларусь. Достоинства программно-целевого метода при решении проблем экономического роста, его масштабов и темпов, стабилизации экономического развития республики основаны на системном подходе, позволяющем перейти от решения отдельных проблем и вопросов к формированию единой системы стратегических и текущих целей государства, регионов, отраслей и механизмов их реализации.

Структура экономики проявляется в системе пропорций. Народнохозяйственная пропорция – это конкретная, объективно обусловленная уровнем развития общества и экономики пропорция между отдельными производствами, отраслями, территориями и сферами, при которой эти элементы соответствуют друг другу. На каждом этапе экономического развития это соответствие имеет относительно устойчивый характер. В случае несоответствия между элементами структуры экономики возникают диспропорции. Устанавливаемая государством система пропорций должна быть оптимальной применительно к конкретному этапу развития экономики, соответствовать выдвигаемым государством хозяйственным и политическим целями и задачам.

Направления изменения и совершенствования структуры национальной экономики зависят от структурной политики государства, проявляющейся в современных условиях развития Республики Беларусь через структурную перестройку экономики. Для нашей республики в ближайшие 10–15 лет структурная перестройка экономики будет ключевым фактором возобновления экономического роста.

Разработка структурных прогнозов предполагает использование различных методов: моделирования, экстраполяции, экспертных оценок, верификации. Одним из широко используемых методов моделирования при прогнозировании структуры общественного производства является разработка межотраслевого баланса производства и распределения продукции. Структурный прогноз можно начать с предварительных расчетов межотраслевого баланса, на основе которого определяется объем продукции различных отраслей, соответствующий объему и структуре конечного продукта. Далее наступает цикл интеграционных расчетов, учитывающих действие нескольких групп зависимостей, к примеру, взаимозаменяемость ресурсов. Одним из этапов структурного прогноза на основе использования межотраслевого баланса является сопоставление исходной структуры конечного продукта с реальными возможностями при данных ресурсах и поиски их сближения.

Краткосрочные и среднесрочные структурные прогнозы осуществляются с применением экономико-математических, экстраполяционных и верификационных методов. Для дальнесрочных структурных прогнозов более эффективны экспертные методы, позволяющие предвидеть предстоящие пути развития структуры общественного производства на основе мнений специалистов.

Основные прогнозные направления структурной перестройки в Республике Беларусь отражены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Программе структурной перестройки народного хозяйства республики, Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы, годовых прогнозах. В долгосрочных документах в качестве основных направлений совершенствования структуры производства республики выделены:

* сохранение набора жизненно важных отраслей и производств, удовлетворяющих минимальные потребности населения и народного хозяйства;

* ориентация экономки на максимально возможное использование имеющегося собственного производственно-технического потенциала и местных ресурсов;

* ускоренное развитие приоритетных конкурентоспособных экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

* развитие экономически оправданных интеграционных связей с Россией, другими странами СНГ и дальнего зарубежья, проведение согласованной структурной политики;

* создание мотивационного механизма мер по структурной перестройке экономики на основе гибкого сочетания рыночных методов и инструментов государственного регулирования.

Планирование и прогнозирование научной и инновационной деятельности

Основой принятия государственных решений в научно-технической сфере являются планирование и прогнозирование. Прогнозирование развития науки и техники в республике осуществляется через систему частных прогнозов (по важнейшим проблемам социально-экономической, научно-технической и структурно-инвестиционной политики) и посредством комплексного прогноза научно-технического развития. Комплексный прогноз, или комплексная программа научно-технического прогресса (КП НТП) до 2020 г., является важнейшим прогнозным документом, отражающим приоритетные направления развития науки и техники, обосновывающим практические мероприятия, обеспечивающие их максимально возможное и эффективное использование в народном хозяйстве. Комплексный прогноз включает:

* рекомендации по динамике, структуре и использованию научного и образовательного потенциала страны, на основе которых формируются приоритеты отдельных направлений НИОКР;

* предложения по основным направлениям структурной политики, т.е. по формированию основных направлений НТП и соответствующему распределению трудовых, материальных и финансовых ресурсов (именно в распределении ресурсов практически реализуется принцип приоритетности);

* обоснование хозяйственных, организационных и других необходимых предпосылок для ускорения НТП в избранных направлениях.

В комплексный прогноз входят предложения по разработке научно-технических программ; обоснование народнохозяйст-венной значимости решения научно-технических проблем; характеристика основного содержания намеченных технических сдвигов; требования к НИОКР, смежным областям развития науки и техники; оценка сроков и масштабов решения научно-технических проблем, затрат на их реализацию и внедрение, ожидаемого социально-экономического эффекта; рекомендации по материальному и организационному обеспечению научно-технических программ.

Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь до 2020 г. предусматривает развитие национальной инновационной системы как целенаправленно организованного механизма взаимоотношений между всеми участниками инновационного процесса, обеспечение наращивания научно-технического потенциала с ориентацией научных исследований и разработок в интересах развития белорусской экономики. Представленные в комплексном прогнозе направления развития научно-технических программ носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии развития республики и служат основой для определения направлений развития инновационной деятельности, выделения и обоснования приоритетов на ближайшую перспективу.

Порядок и организационно-методические основы разработки комплексного прогноза определяются Советом Министров Республики Беларусь. При разработке частных прогнозов объектами прогнозирования могут выступать различные направления научно-технического прогресса, а также основные стадии научно-технологического цикла.

Если представить научно-технологический прогресс через последовательно развивающиеся во времени стадии (фундаментальные и прикладные исследования; конструкторские, технологические, проектные и организационные разработки; производство и эксплуатацию), то задачи прогноза и выбор методов прогнозирования определяются спецификой соответствующей стадии развития объекта прогнозирования. При этом достоверность прогнозных оценок, как правило, определяется путем сопоставления результатов, полученных путем применения нескольких методов прогнозирования.

При разработке прогнозов используются различные методы прогнозирования: экстраполяции, экспертных оценок, аналогий, написания сценариев, анализа публикаций и другие. Однако наибольшее распространение получили следующие:

* при прогнозировании фундаментальных и прикладных исследований применяется метод системного анализа и синтеза, методы экспертных оценок, написания сценария, морфологического анализа. Возможность применения формализованных методов на этой стадии ограничена из-за недостатка исходных данных и неоднородности характера протекающих процессов;

* на стадии разработки используются методы экстраполяции, методы экспертных оценок, метод межотраслевого баланса, а также методы, основанные на анализе патентной документации и научно-технической информации;

* на стадии производства и эксплуатации эффективны методы экспертных оценок, экстраполяции, факторные и имитационные модели. Особое место в прогнозах занимает система балансовых расчетов: межотраслевой баланс, баланс трудовых ресурсов, баланс основных фондов, балансы производственных мощностей, материальные и стоимостные балансы.

Основным методом планирования развития научно-технического прогресса является программно-целевой метод. Он реализуется через научно-технические программы, разрабатываемые по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Программно-целевой метод можно рассматривать как ключевой способ прямого государственного регулирования инновационных процессов и государственных приоритетов.

Научно-технические программы представляют собой адресный плановый документ, предусматривающий комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения заданий и мероприятий по выполнению научно-исследовательских, проектно-конструкторских, строительных и производственных работ по организации производства новых видов продукции или продукции с новыми свойствами. Научно-технические программы разрабатываются для решения важнейших народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных проблем. Выделяют государственные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы.

Государственные научно-технические программы организуют взаимодействие науки и производства в целях поступательного инновационного развития ведущих отраслей экономики. Их использование позволяет обеспечить в заданные сроки концентрацию усилий и средств централизованных источников, а также средств научных организаций, предприятий различной ведомственной подчиненности на решение проблем, представляющих жизненно важные приоритеты социально-экономического развития и безопасности страны.

Перечень государственных программ, порядок их разработки, выполнения и финансирования определяется Советом Министров Республики Беларусь. В Перечень государственных научно-технических программ, разработанный на 2001-2005 гг., включены программы по решению наиболее значимых народно-хозяйственных, экологических и социальных проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности. Их отличает целенаправленность на конечную стадию инновационного цикла, на создание конкретных технологических новшеств.

На укрепление и развитие материально-технической базы научных организаций направлена Программа материально-технического переоснащения научных организаций на 2001–
2005 годы
.

Важную роль в развитии инновационной деятельности в республике сыграла Программа развития инновационной деятельности в Республике Беларусь, одобренная Правительством в 1996 г. и рассчитанная на 1996–1997 годы. Ее целью являлось создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение конкурентоспособности продукции и содействие на этой основе структурной перестройке и развитию экономики республики. Реализация этой программы заложила основы для развития инновационной деятельности в республике.

Отраслевые и региональные программы разрабатываются и реализуются соответствующими органами управления.

Схема предварительной проработки и содержания государственных научно-технических программ включает:

* научно-техническую и технико-экономическую эксперти-зу проектов;

* конкурсный отбор;

* формирование государственного заказа на реализацию научно-технических проектов.

Планирование и прогнозирование инвестиционной деятельности

Прогнозирование и планирование инвестиций занимает особое место в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности. Инвестиционное прогнозирование осуществляется на долго-, средне- и краткосрочный периоды на уровне страны в целом, на уровне отдельных регионов и отраслей, сфер, комплексов, предприятий, фирм и т.д. Основными этапами прогнозирования являются:

* изучение потребностей в инвестициях;

* определение возможных объемов инвестиционных потоков по всем источникам финансирования;

* рациональное распределение инвестиций по направлениям их использования с первоочередным выделением в приоритетные направления;

* оценка эффективности использования инвестиций.

При прогнозировании потребностей в инвестициях применяются как формализованные методы (экстраполяция, корреляционно-регрессионные модели, межотраслевой баланс и др.), так и методы экспертных оценок (анкетирование, метод «Дельфи», метод генерации идей и т.д.). Выбор метода прогнозирования потребностей в инвестициях предопределяется наличием информационной базы, состоянием экономики и целями экономической политики государства.

Потребности в инвестициях определяются на макроуровне, а также на уровне отдельных отраслей, сфер, комплексов, предприятий, фирм и т.д. В соответствии с Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь ежегодная потребность страны в инвестициях оценивается в 15 млрд. долларов, а для обеспечения расширенного воспроизводства и оживления экономики – не менее 50 млрд. долларов США. Потребности в инвестициях увязываются с инвестиционными ресурсами с учетом всех источников финансирования.

На макроуровне прогнозирование общего объема инвестиций осуществляется на основе установления доли инвестиций в ВВП и прогнозируемого объема иностранных инвестиций. Расчет осуществляется:

Uи = ВВП* Ди + Ии

где Uи – общий объем инвестиций,

Ди – доля инвестиций в ВВП;

Ии – прогнозируемый объем иностранных инвестиций.

При установлении доли инвестиций в ВВП исходят из пороговых значений доли инвестиций в ВВП, равных для простого воспроизводства 20%, а для расширенного – 30–40%. При прогнозировании инвестиций на основе укрупненных расчетов формируются воспроизводственная, технологическая, отраслевая и территориальная структуры инвестиций в основной капитал, а также устанавливаются объемы инвестиций в важнейшие инвестиционные проекты.

В прогнозных документах объем инвестиций отражается в стоимостном выражении и темпах роста к предыдущему периоду. Так, например, в 2001 году прогнозируемые объемы инвестиций в основной капитал в республике составили 3082–3112 млрд. рублей, или 103,5–194,5% к объемам 2000 г., а в 2005 году они должны возрасти в 1,6–1,7 раза к уровню 2000 года.

Планирование и прогнозирование малого предпринимательства

Важнейшими формами государственного регулирования малого предпринимательства являются планирование, программирование и прогнозирование, через которые реализуется государственная политика по развитию этой сферы.

В годовых прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь в обязательном порядке находят отражение основные направления развития малого предпринимательства на предстоящий период.

Государственная политика в сфере малого предприни-мательства во многом обеспечивается через разработку и реализацию ежегодных программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь.На их основании формируются региональные программы поддержки предпринимательства, представляющие собой согласованный комплекс мер, связанных единством целей и задач по обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства, увеличению доли этого сектора экономики в ВВП республики и созданию новых рабочих мест.

Структура и содержание программ охватывают все стороны деятельности малого предпринимательства в республике, отражают приоритетные направления развития этой сферы. Впервые Государственная программа поддержки и развития предпринимательства Республике Беларусь была разработана в 1992 году. Ее главной целью являлось создание на государственном уровне законодательных, социально-экономических, организационных и финансовых условий и механизмов, обеспечивающих поддержку предпринимательства как одного из важнейших факторов становления социально ориентированной рыночной экономики. Программа предусматривала: обеспечение правовой поддержки предпринимательства, разработку новых и уточнение действующих законодательных актов на единой концептуальной основе (исключающей противоречивые решения); введение специальных мер, обеспечивающих доступность кредитных ресурсов для предпринимательских структур; финансовую поддержку для роста деловой активности и помощи вновь образуемым предпринимательским структурам; создание фондов финансовой поддержки предпринимательства на республиканском и местном уровнях; проведение политики последовательного снижения налоговой нагрузки; систему мер по ресурсной поддержке малого предпринимательства в материально-технической сфере.

Государственные программы поддержки малого предпринимательства с 1997 г. разрабатываются ежегодно. И ежегодно Совет Министров представляет их на утверждение в Парламент одновременно с проектом республиканского бюджета.

Программы поддержки малого предпринимательства многоаспектны и включают в себя меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях; перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства; меры по реализации основных направлений и развитию форм поддержки малого предпринимательства; меры по решению вопросов занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи; и другие.

Программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть увязаны с программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также учитывать тенденции развития территорий.

Планирование и прогнозирование отраслей промышленности

В системе государственного регулирования промышленности центральное место занимают прогнозирование, планирование и программирование.

Прогнозированиеотрасли позволяет определить основные направления ее развития с выделением основных аспектов деятельности: развитие технической базы производства, организационно-технический уровень производства, потребность в продукции и степень ее удовлетворения, потребность в ресурсах, изменение структуры, темпов, объемов производства. Все перечисленные аспекты тесно связаны между собой и формируют структуру отраслевого прогноза.

Важнейшим принципом прогнозирования развития отрасли является принцип системности, позволяющий рассматривать отрасль как составную часть общественного производства, его подсистему. В качестве основных факторов, определяющих отрасль как подсистему, выступают, с одной стороны, потребность в продукции отрасли, с другой – потребность самой отрасли в необходимых ресурсах.

Источниками информации при прогнозировании служат первичные статистические данные об экономическом и научно-техническом состоянии отрасли, ее подотраслей, экономические отчеты, нормативно-техническая документация, методическая литература и т.д.

Основные объекты прогнозирования промышленности – потребности в продукции отрасли и производственных ресурсах.

Прогнозирование потребности в продукции отрасли основывается на двух факторах: тенденциях развития отраслей-потребителей; технических и производственных возможностях отраслей-поставщиков.

При прогнозировании в потребности продукции устанавливаются: круг потребителей и структура потребления промышленной продукции в разрезе агрегированных групп и их доля в потреблении; нормы и нормативы, дающие возможность количественно оценить связь между поставщиками и потребителями.

Потребность в промышленной продукции определяется для производственного и непроизводственного назначения по трем основным направлениям: потребность в предметах труда, орудиях труда и товарах народного потребления.

В производственной сфере основным методом прогнозирования потребностей в промышленной продукции является нормативный: прогноз по каждой группе потребителей производится на основе укрупненных групповых нормативов расхода прогнозируемого вида продукции на единицу отрасли-потребителя и прогнозируемых объемов ее производства.

В основе прогнозирования самих перспективных нормативов лежит определение формирующих их факторов: НТП, структуры производства как в отраслях-потребителях, так и в отраслях-производителях, тенденций изменения самих нормативов и т.д..

Прогноз непроизводственных потребностей основывается на перспективных нормах потребления, тенденциях изменения структуры потребления, зависимостях от уровня доходов населения, цен и других факторах.

Кроме нормативного метода, при прогнозировании потребностей в промышленной продукции используются и другие методы: методы моделирования, методы экстраполяции (скользящего среднего, экспоненциального сглаживания, цепи Маркова и др.).

Прогнозирование потребностей в продукции отрасли предполагает прогнозирование требуемых для производства продукции ресурсов: материальных, трудовых, основных фондов и капитальных вложений. В этих целях используются различные методы: балансовый, нормативный, методы, основанные на применении коэффициентов ресурсоемкости (материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости), экономико-математические методы (факторные модели, методы экстраполяции и др.).

В современных условиях при разработке планов-прогнозов развития промышленного производства наибольшее распространение получил балансовый метод и метод межотраслевых балансов, позволяющие определить соотношение между потребностями в промышленной продукции и возможностями отрасли-производителя, степень их увязки, проследить межотраслевые связи.

На основе проведенных расчетов определяются объемы производства промышленной продукции в целом и ее важнейших видов.

Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы – балансы важнейших видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, производственных мощностей. Основой определения возможного выпуска промышленной продукции является баланс производственной мощности.

Основой планов-прогнозов развития промышленного производства служат принципы пропорциональности и сбалансированности, повышения эффективности производства, приоритетности. Поэтому наряду с увязкой потребностей и ресурсов устанавливаются межотраслевые пропорции, обеспечивается первоочередное распределение ресурсов в приоритетные отрасли, определяются показатели, характеризующие использование производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов (фондоотдача, материалоемкость и производительность труда).

Важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также ключевых тактических проблем в развитии отрасли выступает программирование.

Сегодня наряду с общеотраслевыми программами (Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 г., Программой по энергосбережению на 2001–2005 г.) разрабатываются программы по приоритетным направлениям развития отдельных отраслей: «Белавто-тракторостроение», «Белэлектрика», «Белсенсор», «Станки и инструменты», «Телевидение», «Диагностика, медицинская техника и оборудование», президентская программа «Бытовая электроника» и другие.

Планирование и прогнозирование АПК

В системе мер, регулирующих развитие АПК, особое место отведено планированию, прогнозированию и программированию. В планах, прогнозах и программах находят отражение цели, задачи и направления развития агропромышленного комплекса и составляющих, его подкомплексы, решение важнейших проблем, основные параметры, характеризующие объемы производимой продукции и т.д.

В задачи планирования и прогнозирования входит определение объемов производимой продукции, используемой на личное потребление населения, производственное потребление, а также продукции, идущей на пополнение резервов и запасов и направляемой на экспорт.

Планирование и прогнозирование осуществляются по АПК в целом, а также в территориальном разрезе с выделением сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, обслуживающей сферы, по видам сельскохозяйственных предприятий (колхозы, совхозы, межхозы, предприятия новых форм хозяйствования) и фермерским хозяйствам; в разрезе подкомплексов: зернопродуктового, картофелепродуктового, плодоовощеконсервного, свеклосахарного, льняного, масложиро-вого, молочного, мясного, яйцепродуктового, кожевенного. Осо-бо выделяется лесное хозяйство.

Прогнозы развития АПК включаются в годовые прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь как самостоятельный раздел.

Решение важных проблем в развитии АПК осуществляется посредством программирования. Наиболее значимыми являются: Программы повышения эффективности агропромышленного комплекса (2000–2005 гг.), Республиканские программы «Сохранение и использование мелиоративных земель» (2000–2005 гг.), завершенные программы «Освоение мощностей комплексов по выращиванию и откорму крупного рогатого скота» (1999–2001 гг.), Республиканская программа развития птицеводства (1998–2002 гг.) и другие. Более 10 проектов по развитию аграрного сектора включает Государственная программа импортозамещения.

Особо следует выделить Программу совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001–2005 гг., направленную на оздоровление экономики всех звеньев и структур АПК, рационализацию организационной структуры и эффективность взаимоотношений партнеров по агропромышленной деятельности, технико-технологическому переоснащению отрасли.

Контрольные вопросы

1. Какие методы можно использовать при прогнозировании экономического роста? Раскройте их содержание и масштабы применения.

2. Опишите основные направления совершенствования структуры производства республики.

3. Опишите подходы используемые в индексном методе прогнозирования темпов роста.

4. Дайте понятие и раскройте содержание планирования, программирования и прогнозирования научной и инновационной деятельности.

5. Перечислите и дайте характеристику основных плановых, программных и прогнозных документов, отражающих развитие научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь.

6. Назовите методы планирования и прогнозирования научно-технического прогресса и направления их применения.

7. Кем определяются перечень научно-технических программ, порядок их разработки, выполнения и финансирования?

8. Какова роль и содержание прогнозирования инвестиций? Какие можно выделить этапы при прогнозировании инвестиций?

9. Какие методы используются при прогнозировании инвестиций? Каковы масштабы и направления их применения?

10. Приведите примеры использования планирования, программирования и прогнозирования в регулировании малого предпринимательства в Республике Беларусь.

11. Опишите важнейшие вопросы включаемые в государственные программы поддержки малого предпринимательства.

12. Раскройте содержание планирования, прогнозирования и программирования промышленности.

13. Какие существуют методы прогнозирования потребности в продукции отрасли?

14. Перечислите основные принципы используемые при разработке планов прогнозов развития отраслей.

15. Каковы задачи и содержание планирования, прогнозировать и программирования АПК?

16. Перечислите основные программы по развитию АПК.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: