«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть».
А. С. Пушкин
Все мы знаем, что дискриминация - это ущемление прав личности.
Нет в природе явления более отвратительного, чем дискриминация по половому признаку. Чаще всего дискриминации подвергаются представительницы слабого пола, хотя не исключаются жертвы среди сильного. Представьте себе, как чувствует себя сотрудница на рабочем месте, если, несмотря на ущемление прав, ее призывают к лояльности.
Почему слабый пол чаще подвергается дискриминации? Ответ на этот сложный вопрос мы найдем, если совершим еще одно путешествие в далекие незапамятные времена.
Наверняка вам приходилось наблюдать интересный спор на тему (или участвовать в нем): «А был ли матриархат?» Были ли женщины когда-нибудь свободными и независимыми или дочерям Евы велением фатума предначертано покорно нести цепи рабства и довольствоваться ролью второй скрипки?
Первыми занятиями наших далеких предков, только что вышедших из тьмы животного мира, стали собирательство и земледелие. Пока мужчины с факелами в руках отгоняли хищников от стоянок племени, женщины искали съедобные корешки и ягоды. Хранительницами очага были те же представительницы слабого пола. Природа создала женщину более терпеливой и выносливой, взвалив на ее хрупкие плечи основную задачу по продолжению рода человеческого.
|
|
Родить ребенка в то время было рискованным удовольствием: женщина и малыш очень часто погибали, так как кругом было полно хищников и враждебных племен. Возможно, следующее мое утверждение кое-кому покажется фантастическим и лишенным научных оснований, но моя книга не претендует на строго научную интерпретацию имеющих место фактов. Естественный отбор, открытый Ч. Дарвином, существовал задолго до легендарной Атлантиды, он и пережил атлантов.
Даже если женщина быстро поправлялась после рождения малыша, то вырастить его без проблем опять-таки было трудно: взять хотя бы проблему столбняка, ведь прививки в ту пору были неизвестны. И тем не менее, рождение детей было счастьем и благодатью. Неслучайно древние художники рисовали на скалах картины счастливой жизни: очаг и женщины с детьми.
Со временем женщина стала символом цветущей и плодоносящей природы. Как только в древнем человеке пробудились утлые и невзрачные ростки созидания, он сразу же обожествил Мать-Землю, подарившую жизнь. Неслучайно первейшим божеством всех времен и народов стала богиня земли, дающая жизнь, пищу и принимающая назад умерших. Только древние египтяне оказались большими оригиналами: богом Земли стал Геб, а богиней Неба - Нут.
|
|
Дочери Евы стали хранительницами обычаев, легенд. Как только люди осознали, что у них есть Родина, они тут же стали сочинять предания о ней. И, обратите внимание, слово «Родина» - женского рода. Даже бледный лик Луны на ночном небосклоне был по-женски таинственным. Неслучайно первым календарем человечества стал лунный (в котором месяц равняется 28 лунным дня), а не солнечный.
Луна и Земля вошли во все мифологии, приобретя в них неповторимые женские образы. Так в греческой мифологии божеством Луны стала Селена, которая затем трансформировалась в другую «лунную» и роковую красавицу - Елену Троянскую. (Сравните: Селена - Елена.) Как показали исследования ученых, в Лаксии (области Греции) был найден храм богини Елены Древесной, покровительницы растительности. Ее священным деревом был платан. В храм богини приносили слабеньких и невзрачных детишек, чтобы «лунно-древесная» красавица сотворила с ними чудо. Какие разные образы! Женщина - подательница благ (Елена Древесная) и роковая разрушительница чужих жизней и городов (Елена Троянская).
Если бы женщина никогда не удостаивалась почтения, то, вероятно, божество Земли было бы существом мужского пола. Факт поклонения божествам женского рода является самым главным доказательством существования в глубокой древности обществ, живущих по матриархальным установкам.
С понятием матриархата путают термин «матрилокальность». Последний обозначает счет родства по материнской линии.
Чтобы понять причину дискриминации по половому признаку явления, нужно всего лишь посмотреть на то, как общались мужчины и женщины в далекой древности. Женщина, как правило, придерживалась принципа постоянства, а мужчина уходил, приходил и опять внезапно исчезал. Чтобы человечество не погибло от вирусов и прочих естественных врагов, мать Природа наградила людей более сильным, чем животных, либидо. Последнее требовало немедленной реализации, так как проблема выживания вида всегда была актуальной. Любовь и верность (преимущественно с женской стороны) были изобретением позднейших времен. На заре человеческого сознания было достаточно всевластия инстинкта.
Решив проблему продолжения рода с одной женщиной, мужчина часто уходил в другое место (плачевное, с демографической точки зрения), а на его место приходил другой представитель сильного пола.
И так могло продолжаться довольно долго. Понятно, что установить отцовство было трудно. А иногда - невозможно, зато было ясно, кто мать. Тут уже не перепутаешь. Нам такое положение дел кажется странным, потому как непривычным.
Представьте себе: вас бы звали не Михаил Петрович (Михаил, сын Петра), а Михаил Еленович (Михаил, сын Елены). Даже богов иногда называли по имени матери. Так красавец Аполлон, греческий бог малоазийского происхождения, прозывался Летоидом, или сыном Леты. Эта богиня была древнейшим малоазийским божеством, причем настолько старым, что специалисты не могут ответить на вопрос, богиней чего она была. По более поздним данным, у Аполлона был папа - бог Зевс. Но. видимо, культ Аполлона уходит своими корнями во времена матрилокального брака, когда было невозможно установить факт отцовства. Время матриархата запомнилось человечеству как всевластие дочерей Евы, их независимостью и неограниченной свободой в выборе временного спутника. Дети звались по матери, отец же оставался для них чужеродцем. При определенных обстоятельствах дети могли запросто убить папу или принести его в жертву Великой богине. Если сын или дочь лишали жизни отца, то не несли никакого наказания: они ведь жили в материнской общине. Конечно, им могли отомстить мама отца, его тетки и сестры, но это другой вопрос. Если же ребенок убивал мать, то он совершал тягчайшее преступление и нес соответствующее наказание.
|
|
Взрослая дочь чаще всего оставалась с матерью, сын же, напротив, иногда покидал родное племя.
Делалось это по банальной, старой, как мир, причине - в целях предотвращения кровосмешения. И необязательно с ближайшими родственника ми. Кровнородственная община нуждалась в постоянном притоке свежего генетического материала: без него племя с эндогамной организацией было обречено на тяжелые болезни и постепенную деградацию. Свежую струю генов вносили пришлые мужчины.
Так когда же мужчины отобрали у женщин пальму первенства? Терпение. Столетия летели вдаль. Долго ли, коротко... Наступил бронзовый век.
Работа по выплавке металла требовала грубой силы. Как бы женщина ни была вынослива и терпелива, мужчина обладал большей физической силой.
Потом мужчины заметили: убивать металлом проще, чем камнем. Добавьте сюда их природную агрессивность, склонность к переменам места и получите воина-завоевателя. Мужчина уходил вдаль, убивал мужчин из чужих племен и оставался без женщины.
Мужчин той поры пронзала мысль о своем подчиненном положении и жгучее желание отомстить госпоже и хозяйке. Племенные легенды, верования и мифы оберегали власть женщины. Если бы сын Адама покусился на священную особу в своем племени, его бы прокляли и уничтожили. Значит, надо попытать счастья в другом месте.
Мужчины собирались в ватаги и уходили в чужие края. Драться, реализовывать природную агрессивность и необузданность, потому что дома матриархальные установки контролировали каждый их шаг. В жесточайших столкновениях они побеждали собратьев из враждебных племен и приходили на их земли, пылая яростью, испытывая жажду крови и страдая от нереализованного основного инстинкта.
Женщины поначалу благосклонно встречали чужаков, но те, опираясь на оружие, чувствовали себя свободными от мучительниц и не желали встретить новых.
|
|
С той поры, когда мужчина начал обрабатывать священный и презренный металл, он стал покушаться на права женщины.
Но власть обычаев крепка: мужчины еще долго боролись за лидерство и не всегда выигрывали.
Так чтобы стать царем в Элиде (области в Древней Греции), нужно было жениться на царевне-наследнице, поскольку власть передавалась по женской линии. В женихи попадали не с улицы, а после выигрыша в беге на колесницах у прежнего царя -одновременно мужа и папы красавицы. Если же не везло, то голова незадачливого искателя приключений украшала частокол.
Наконец, где-то во II тысячелетии до н. э. перед сторонниками полярных взглядов встал вопрос, сформулированный задолго до В. Шекспира: «Быть или не быть». Я попробую проиллюстрировать, как развивались события, с помощью мифов троянского цикла.
Чтобы поход греков под Трою был удачным, царь Агамемнон (ярый защитник патриархата) приносит в жертву дочь Ифигению. Мать девушки, царица Клитемнестра (сторонница матриархата) клянется отомстить. Через 10 лет Агамемнон возвращается с победой, и Клитемнестра с помощью кузена мужа Эгиста (у того были свои счеты с царем) убивает Агамемнона. Старый раб убитого уводит на чужбину сына царя - Ореста. Он живет у сестры погибшего отца, через 7 лет возвращается в Микены и убивает мать.
Это не мифическая экзотика, а вполне реальная ситуация. Подобное происходило по всей микенской Греции, пока на ее территорию не хлынули дорийские племена с севера.
Присмотримся к мифу. Кто прав, кто виноват... Агамемноном двигала великая цель завоевания Трои. Как сторонник патриархальных идей, он замахнулся на жизнь дочки. Царь полагал: жена должна стерпеть. Клитемнестра же выросла в традициях матриархата (к ней обращались «дочь божественной Леды»), муж был для нее чужеродцем, не вызывающим доверия и уважения. Отцу-патриарху в то время ничего не стоило убить дочь; сына он бы не тронул, так как считал бы его наследником. Почувствуйте разницу с матриархатом.
Бедная мать и царица ждала долгих 10 лет. Клитемнестра убила мужа секирой в ванной комнате, после чего стала единовластной властительницей Микен. Как видите, не все микенцы разделяли патриархальные взгляды. В противном случае царица бы стала жертвой мятежа. На этой трагической ноте кончился второй акт драмы.
Третий акт наступил через 7 лет. Натасканный теткой по отцу, царевич Орест прибыл поквитаться с мамой. Орест нашел союзницу в своей сестре Электре, страдающей от противоестественной любви к убитому родителю.
Кстати, 3. Фрейд предложил ввести в психоанализ «комплекс Электры», равно как и «комплекс Эдипа» (ненормальную любовь к матери).
Вернемся к нашим героям. Брат и сестра замыслили извести мать и осуществили злодеяние. Ореста тут же постигла кара: он впал в безумие. Клитемнестра из Аида наслала на него Эригий, трех богинь мести. Они мучили матереубийцу.
Эригий были служанками Матери-Земли. Это древнейшее божество защищало священное право родительницы. Вернулся Орест к нормальной жизни? Да, но чего ему стоило возвращение? Драматурги, описывающие миф в своих трагедиях (Софокл, Еврипид), жили в то время, когда патриархальные установки победили женщину.
Муж считался главой семьи, детей называли по отцу. Афинские граждане, не смущаясь, заявляли: «Для развлечения - гетеры». Древнегреческая гетера - среднее арифметическое между японской гейшей и французской куртизанкой. Кроме эффектной внешности, гетера обладала тонким умом и хорошим образованием. Случались и курьезы. Так афинский стратег Перикл (V в. до н. э.) влюбился в гетеру Аспасию до такой степени, что оставил жену и двух сыновей.
Итак, во II тысячелетии до н. э. матриархат сдает свои позиции, и женщины попадают под власть мужчин. Мужчина мог нарушать супружескую верность, женщина - нет, иначе ее могли забить камнями или казнить. Ее функция сводилась к одному - рождению законных детей.
На рубеже XIX-XX вв. все чаще слышатся голоса эмансипированных женщин, требующих избирательного права и прочих свобод. Женщины устали от прелестей половой дискриминации.
Но так как их не желают слышать, то всю накопившуюся ярость дочери Евы выплескивают на... одежду и прическу.
В XX в. женщины отвоевали у мужчин брюки, галстуки и короткую стрижку. Отвоевал ли слабый пол свои попранные права? Вопрос, конечно, интересный...
Женщина уступает мужчине только в силе, и руки у нее слабее, и центр тяжести в ином, нежели у мужчины, месте. По остальным показателям женщина ничуть не уступит сыну Адама.
Женщин мало в науке, мало в политике. Хотя природная сдержанность слабого пола, их способность продумывать и просчитывать ходы на 100 лет вперед были бы весьма кстати при решении вопросов государственного управления. Но, выбирая между плохими мужчинами и хорошими женщинами, избиратели (а большинство из них мужчины) предпочитают худшего из мужчин лучшей из женщин.
Я не хочу обидеть руководителей мужчин, читающих эту книгу. Среди них очень много грамотных, хороших управленцев, по достоинству ценящих работу, выполняемую женщинами-подчиненными.
Но, к сожалению, очень много и тех, кто игнорирует талантливость работников женского пола только потому, что они родились женщинами. Как будто факт рождения мужчиной - твердая гарантия гибкого ума и головы на плечах.
Почему мужчины-руководители продолжают грешить «половым» шовинизмом? Мне доводилось слышать следующие речи: «Вот я умный, талантливый, сильный, не то, что вы, женщины». Когда я слышу первые аккорды из подобной музыкальной пьесы «Вот я...», то ненароком замечаю: «Конечно, ведь тебя родила женщина»[20].
Давно подмечено: мужчин-руководителей, критикующих женщин-работниц, отличает страх перед женским обаянием и магнетизмом. Чтобы не обнаружить уязвимых мест, мужчина бросается развенчивать королеву, мать, богиню.
Я ограничусь пожеланием: «Мужчины-руководители, не позволяйте стереотипам управлять вами! Рабство идей самое страшное и вредное. Нельзя сужать свой кругозор до мужских замшелых мифов».
Рис. 4.12. Проявления дискриминации по половому признаку на производстве
Но сколько бы ни рассуждали на эту тему, в офисах и конторах трудятся талантливые сотрудницы. Несмотря на все признаки половой дискриминации, они отличаются высокой степенью лояльности.
1. Необъективная оценка сотрудницы.
«Эти женщины! Да что они могут?! Только болтают и красят ресницы...»
Видя перед собой интересную женщину, мужчина-руководитель как-то само собой делает вывод о «куриных мозгах». Наполеон не раз заявлял: «Назначение бабья - плясать и рожать детей». Интересно, какого он был мнения о себе необыкновенном, когда проиграл сражение под Ватерлоо?
Необъективная оценка личности сотрудницы мешают последней проявить себя. Ведь, высказывая неодобрение, руководитель подавляет творческую инициативу женщины еще в самом начале. Как можно работать с человеком, который изначально загоняет личность в рамки и клеит ярлыки?
2. Нерациональное распределение работ. Руководители-ретрограды, как бы они ни критиковали женщину изначально, склонны тем не менее заг ружать ее работой по полной программе. «Что-то эта стрекоза порхает без работы». «Стрекоза», может быть, оторвала голову от работы первый раз за последние 5 часов. Строгость в сочетании с неоправданной жестокостью и стремлением подавить не стимулируют желание работать. Такая тактика больше похожа на целенаправленное выживание неугодного лица.
3. Тарифные нарушения.
Не секрет, что женщина, работающая за троих, получает меньше, чем мужчина, с трудом выполняющий работу за одного. Миф «Я мужчина и я умнее» так же живуч, как миф «Я старше и я умнее». Принимая на равноценные должности мужчину и женщину, мужчина-руководитель будет платить последней меньше.
4. «Медленная» карьера.
Женщина-сотрудник работает интенсивнее мужчины-работника, но ее карьера продвигается очень медленно. Дело в избитых психологических установках, в мужской солидарности, выраженной одной строкой: «Не верю я в то, что баба умнее мужика».
Мужчина делает блестящую карьеру с нуля за 5 лет, женщина - за 15.
5. «Игнорирование» сотрудницы. Женщина-служащий получила задание. Призвав
на помощь эрудицию, волю, железную логику и интуицию, работница нашла рациональное решение и не одно.
На совещании начальник понял, «глупая баба» оказалась умнее, чем предполагалось. И руководитель с его узостью подхода чувствует себя, как бы поточнее выразиться, «морально поцарапанным».
С тех пор, если он хоть немного за мужское превосходство, он будет игнорировать «глупую бабу» и давать легкие, оскорбляющие умную женщину задания.
Как вести себя сотрудницам, если требования к их лояльности задевают чувство собственного достоинства? Как сказала жена американского президента Т. Рузвельта Элеонора, «никто не может вызвать у нас чувство неполноценности без нашего на то согласия». Золотые слова. Чаще их вспоминайте.
Женщина-служащий, с проблемой дискриминации по половому признаку, задала вопрос: «Что мне делать?»
Уйти, уволиться, исчезнуть вы все всегда успеете. Может, стоит побороться за себя как за личность? Как бы там ни было, смысл жизни в борьбе. Ни с кем-то, а с чем-то. С глупостью, догматизмом, устаревшими методами управления.
Можно ли идти в подобной борьбе до конца? Вам решать, ведь вы хозяйка своей жизни. Только стоит ли сломанная стена разбитой головы?
Вы вправе задать мне вопрос: почему я говорила о половой дискриминации женщин и ни слова не сказала о дискриминации мужчин? Данный феномен также не из области фантастики. Довольно часто встречается в нашей средней полосе.
Как правило, мужчина подвергается дискриминации по половому признаку, если в качестве руководителя - этакая амазонка...
Обычно женщин-руководителей, практикующих практику дискриминации коллег мужчин по половому признаку, называют на бытовым уровне феминистками. Это не совсем верно.
Кто такая феминистка? Это женщина, верящая в женский ум, активно делающая карьеру и рассчитывающая только на собственные силы. Да, она часто грешит тем, что предъявляет к мужчинам очень высокие требования, постоянно завышая планку. Ей нужен не кто-нибудь, не какой-никакой, «пара брюк», а умный, добрый, сильный и красивый мужчина, твердо стоящий на ногах. Бывает по-другому: женщина ненавидит мужчин, всячески старается им напакостить. Феминизмом здесь не пахнет: это самый обычный женский шовинизм. Женщины, как и мужчины, очень разные.
Довольно часто молодые люди сталкиваются с плохим отношением начальниц. Критика без малейшего на то основания, придирки по пустякам. Будьте честной сама с собой: не хотите, чтобы этот молодой (или не очень) специалист работал в вашей фирме, скажите прямо: «Петр (Василий, Степан и т. д.), уйдите по-хорошему».
Дискриминация по половому признаку запрещена «де-юре», но она процветает «де-факто». Можно сидеть и жаловаться на низкую корпоративную культуру, на новую экономическую реальность и бездействовать. А можно пойти путем малых дел, попытаться установить хорошие деловые отношения с лицами противоположного пола.
Но иногда руководитель не ограничивается дискриминацией по половому признаку.
Следующая тема - больная, нелицеприятная и жесткая. Но говорить о ней нужно - корректно и тактично.