- сколько фирм действует на рынке;
- какая организационная структура характерна для анализируемых конкурентов и как они отличаются от организационной структуры вашей фирмы;
- какая часть рынка контролируется фирмами;
- как быстро меняются область деятельности фирм, стабильность конкурентов;
- что является основной деятельностью конкуренции (цена, качество, сервис и т.д.);
- определить сферу каждого конкурента на рынке;
- показать максимальную и минимальную цену.
В разделе следует провести ранжирование конкурентных позиций фирмы (таблица 2).
Таблица 2 - Сравнительная характеристика позиций фирмы и конкурентов.
Область сравнения | Рынок А | Рынок Б | ||||||
вы | конкуренты | вы | конкуренты | |||||
Факторы восприятия потребителя | ||||||||
Свойства услуги (товара).Потребительские свойства услуги (товара), в случае необходимости перечислить ключевые особенности | ||||||||
Косвенные издержки. Другие затраты, кроме фактической цены покупки услуги. Например необходимость установки или приобретения дополнительного оборудования. | ||||||||
Качество. Достоинства услуги на момент приобретения. | ||||||||
Долговечность/поддержка. Простота поддержки и обслуживания. | ||||||||
Имидж/стиль/воспринимаемая ценность. | ||||||||
Взаимоотношения с потребителями. Сформированная потребительская база и уровень лояльности потребителей. |
Внутренние операционные факторы | ||||||||
Финансовые ресурсы. Способность предприятия противостоять финансовым проблемам, обеспечивая должный уровень разработок и совершенствования услуг. | ||||||||
Маркетинговые программы/бюджет. Количеств и действенность рекламы и других мероприятий по продвижению услуги на рынок. | ||||||||
Ширина товарной линии. Предполагает возможность приобрести комплекс услуг и товаров у одного предприятия. | ||||||||
Стратегические партнерства. Установление взаимоотношений с другими предприятиями. | ||||||||
Моральное состояние/персонал предприятия. Мотивация, принятие на себя обязательств и производительность труда сотрудников. |
Ранг фирмы и главных конкурентов указывается по 5 или по 10 балльной системе.
В качестве руководства для составления этого раздела можно использовать следующую форму:
Описание конкурентов: _________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Распределение долей рынка: _____________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Конкурентные позиции: ________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Барьеры на входе: _____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Стратегические возможности: ___________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ |
Выбор месторасположения проектируемого предприятия автосервиса
Это стратегическое решение, так как решаются вопросы в долгосрочном периоде о спросе, затратах, прибыльности.
Месторасположение окончательно влияет на создание (или провал) стратегии бизнеса. Это решение особенно важно для сервисных фирм, так как большинство услуг создаются и потребляются одновременно и требуют присутствия потребителя.
Сервисные фирмы не имеют альтернативы: они должны сделать свои здания и оборудование доступными большей части группы потребителей.
Критериями выбора участка могут быть следующие (развитые страны):
1. Доступность территорий относительно требующаяся;
2. Пригодность зданий (годовая аренда) на участке;
3. Зональность;
4. Дорожное движение, доступ, парковка;
5. Городская сеть дорог;
6. Особенности соседей;
7. Доступность и стоимость рабочей силы;
8. Налоги;
9. Общественные позиции;
10. Образовательные, развлекательные и культурные центры;
11. Загрязнение воздуха и воды;
12. Системы коммуникаций;
13. Банковская система;
14. Противопожарная и милицейская защита;
15. Канализация и уборка мусора;
16. Близость к аэропорту;
17. Местный рынок, пригодный для услуг и т.д.
Оценить факторы можно различными методами, рассмотрим пример одного из них.
Количественный метод взвешивания факторов
Это простой числовой метод, состоящий из 6 этапов:
1. Разработка списка существующих факторов;
2. Определение веса каждого фактора;
3. Определение шкалы каждого фактора (например, от 1 до 5, от 1 до 10 и т.д.)[1]
4. Присвоение баллов каждому месторасположению по каждому фактору;
5. Перемножение баллов и веса каждого фактора для каждого месторасположения;
6. Составление рекомендаций на основе максимально набранных очков.
Упрощенный пример
Фактор | Значимость веса | Баллы для месторасположения | Взвешенные очки | ||||
А | Б | С | А | Б | С | ||
Количество и размах конкурентов | 3*2=6 | 3*5=15 | 3*5=15 | ||||
Пригодность здания | |||||||
Дорожное движение, доступная парковка | |||||||
Доступность для клиента |
5 Основные элементы плана маркетинга
Маркетинговый план – основа бизнеса, который предполагает, что вам удастся убедить потребителей в достоинствах услуг предприятия и организации их продаж. План маркетинга должен быть реалистичным, эффективный по издержкам, мотивирующий покупательское поведение потребителей. Здесь должны быть рассмотрены следующие основные моменты:
- генеральная маркетинговая стратегия (какие группы населения будут «поражены» в первую очередь, а какие позднее, на какие качества услуги нужно сделать упор (цена, обслуживание и т.д.), связать реализацию услуг с сезонностью);
- формирование мнения об услугах предприятия;
- цена реализации и структура ценообразования;
- мероприятия по содействию сбыта: льготы покупателям, послепродажное обслуживание и т.д.
- методы и формы стимулирования продаж;
- необходимые мероприятия по рекламе, предполагаемые рекламные средства и структура расходов на рекламу.
Рекламная компания. После того, как фирма всерьез задумалась над вопросом создания своей репутации, рассчитала цены на свои услуги и позаботилась о культуре обслуживания, можно приступать к рекламной кампании.
Размах рекламной кампании во многом завит от величины средств, которые фирма в состоянии выделить на эти цели. Если фирма не может позволить себе тратить слишком много на рекламу, то реклама должна быть целенаправленной. Прежде чем решать вопрос о выделении средств на рекламу, требуется определить цель рекламной кампании. При этом рекомендуется обратить внимание на основные конкурентные преимущества фирмы и составить «портрет» клиента.
Из рекламы клиенты предприятия должны узнать, какие она предоставляет услуги и чем эти услуги отличаются от услуг конкурентов. Привлечь клиентов можно:
- более привлекательными условиями, чем у тех СТО, где они обслуживаются в настоящее время;
- первоочередным обслуживанием без многодневного ожидания;
- высоким качеством работ;
- организацией, при необходимости, ночного сервиса;
- организацией кратковременного ремонта без предварительной записи;
- низкими ценами на запчасти и сопутствующие товары.
Следует также продумать, кому адресовать рекламу фирмы. Это должны быть потенциальные потребители услуг. Исходя из специфики бизнеса необходимо установить, на кого ориентируется фирма и кто может стать ее потенциальными клиентами, привести их основные характеристики: возраст, пол, род занятий и т.д. Например, клиентами авторемонтных мастерских будут женщины и мужчины в возрасте 18 лет и старше, пользующиеся автомобилем, которые и будут потенциальными потребителями услуг.
После этого можно переходить к вопросу о составлении сметы рекламных мероприятий, выбору вида и способов рекламы и вопросу выделения средств на нее. При этом следует заполнить следующую таблицу (табл.3), сделав расчет на ближайшие 12 месяцев и сопоставив итоговый результат с расходами на аналогичные цели у фирм конкурентов.
Таблица 3 - Расчет затрат на рекламу.
Вид рекламы | Объект рекламы (потенциальные потребители) | Частота повторения | Стоимость одной рекламной единицы, ден. ед. | Ориентировочная общая стоимость, ден.ед. |
Итого: |