При выполнении этого упражнения обратная связь помогает членам группы осознать особенности своего поведения во взаимодействии, выявить свои обычные роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки, оценить свой вклад в групповое решение, узнать, какое поведение у них представлено чрезмерно, а какое – недостаточно.
Внутренний круг 15–20 минут ведет дискуссию на какую‑либо заданную тему. Каждый участник во внешнем круге наблюдает за поведением одного участника во внутреннем круге и отмечает, как часто он проявляет разные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки, является ли его поведение в каждой из ролей продуктивным или непродуктивным. Регистрируются не только описанные выше продуктивные виды поведения, но и непродуктивные: избегание, смена темы, поиск признания, доминирование, агрессия и т. д. После дискуссии внешний круг делится своими наблюдениями. После этого участники меняются ролями. В заключение обсуждается, как распределяются в группе различные виды поведения по решению задач и оказанию поддержки. Упражнение можно провести несколько раз, меняя состав внешнего и внутреннего круга. Можно заранее задавать роль, которую должен демонстрировать участник, что позволяет лучше исследовать свой стиль поведения и поэкспериментировать с другими видами ролей.
|
|
Цель этого упражнения – выявление скрытого лидера. Консультант предлагает каждому участнику во внутреннем круге выбрать ту роль (лидер, звезда, козел отпущения, рядовой и т. д.), которую он реже всего выполняет в жизни. Например, лидером назначается человек, который в жизни не реализует свои доминирующие качества.
После этого группе предлагается поговорить на какую‑то тему. Условный лидер задает тон, и вся группа старается поддерживать его идеи. Наблюдатели за кругом, не зная выбранных участниками дискуссии ролей, отмечают стиль поведения каждого. Их задача – выявить участника, назначенного лидером. Удалось ли выявить «лидера»? Удалось ли ему удержаться в этой роли? Что он чувствовал при этом? Как группа себя чувствовала с этим лидером? Заметили ли вы, что кто‑то из участников не мог удержаться в рамках своей роли и «перехватывал» роль лидера?
Упражнение 3. «Круглый аквариум‑3»
Участники получают возможность поэкспериментировать с коммуникативными стилями, отработать коммуникативные умения, а также овладеть навыками высказывания и принятия обратных связей.
Участники во внутреннем круге проводят дискуссию на определенную тему. Каждый заранее выбирает для себя один из коммуникативных стилей:
Миротворец – угождает и соглашается, постоянно извиняется и старается любой ценой не вызвать волнения. Он чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.
|
|
Обвинитель – противоположен миротворцу. Упрекает, провоцирует, считает других виновными, объясняет объективными причинами свои недостатки, действует высокомерно. Говорит громким, властным голосом.
Человек‑компьютер – спокойный, холодный, собранный, сверхрассудительный, избегает выражать свои чувства, переживания. Говорит абстрактно, монотонно. Выглядит негибким, зажатым.
Иван Сусанин. Уводит дискуссию в сторону, высказывает неуместные суждения, приводит всех в недоумение, интонации могут не соответствовать словам, кажется неуклюжим.
Через 10–15 минут внешний круг комментирует свое восприятие дискуссии. Затем своими впечатлениями делятся участники дискуссии. После этого участники меняются ролями.