Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политикой, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и своевременной ее инкассации.
Необходимость управления дебиторской задолженностью определяется не только стремлением максимизировать денежный поток организации, но и желанию снизить издержки фирмы, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано либо за счет прибыли, либо за счет роста внешних заимствований.
Управление дебиторской задолженностью включает:
1. Контроль за ее структурой в разрезе должников
2. Оценку ликвидности дебиторской задолженности
3. Контроль за оборачиваемостью денежных средств в расчетах
4. Ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения.
5. Контроль за состоянием безнадежных долгов.
Процесс управления дебиторской задолженностью невозможен без кредитной политики.
|
|
Кредитная политика – свод правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности. При разработке кредитной политики необходимо учитывать условия кредитования самого предприятия его поставщиками и соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью.
Основные этапы формирования кредитной политики предприятия:
· Определение принципов кредитной политики и ее типа. Тип политики может быть безрисковый, умеренный или рисковый.
· Формирование системы кредитных условий (сроки, условия, плата за кредит, система штрафных санкций)
· Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита по результатам этой оценки
· Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности – действия должностных лиц при взыскании задолженности.
· Обеспечение использования на предприятии современных форм реинвестирования дебиторской задолженности (например, факторинг)
Одним из способов сокращения дебиторской задолженности может являться система скидок при немедленной оплате продукции. Применение скидок в цене оправдано в следующих случаях:
1. Если снижение цены приводит к расширению продаж, т.е. товар эластичен по цене.
2. Если в условиях дефицита денежных средств это интенсифицирует денежных поток.
3. Если система скидок более эффективна, чем система санкций.