Управление дебиторской задолженностью

Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политикой, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и своевременной ее инкассации.

Необходимость управления дебиторской задолженностью определяется не только стремлением максимизировать денежный поток организации, но и желанию снизить издержки фирмы, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано либо за счет прибыли, либо за счет роста внешних заимствований.

Управление дебиторской задолженностью включает:

1. Контроль за ее структурой в разрезе должников

2. Оценку ликвидности дебиторской задолженности

3. Контроль за оборачиваемостью денежных средств в расчетах

4. Ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения.

5. Контроль за состоянием безнадежных долгов.

Процесс управления дебиторской задолженностью невозможен без кредитной политики.

Кредитная политика – свод правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности. При разработке кредитной политики необходимо учитывать условия кредитования самого предприятия его поставщиками и соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью.

Основные этапы формирования кредитной политики предприятия:

· Определение принципов кредитной политики и ее типа. Тип политики может быть безрисковый, умеренный или рисковый.

· Формирование системы кредитных условий (сроки, условия, плата за кредит, система штрафных санкций)

· Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита по результатам этой оценки

· Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности – действия должностных лиц при взыскании задолженности.

· Обеспечение использования на предприятии современных форм реинвестирования дебиторской задолженности (например, факторинг)

Одним из способов сокращения дебиторской задолженности может являться система скидок при немедленной оплате продукции. Применение скидок в цене оправдано в следующих случаях:

1. Если снижение цены приводит к расширению продаж, т.е. товар эластичен по цене.

2. Если в условиях дефицита денежных средств это интенсифицирует денежных поток.

3. Если система скидок более эффективна, чем система санкций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: